Воодушевление для веры, любви и надежды
Тексты Писания: 1 Фес. 3:1-13
В первой главе Первого послания к фессалоникийцам мы видим устройство и источник святой жизни для церковной жизни, а во второй главе — взращивание этой жизни. Теперь, в третьей главе, мы подходим к утверждению святой жизни для церковной жизни. Мы видели, что эта святая жизнь строится из веры, любви и надежды. Наряду со взращиванием этой жизни нужно утверждение. Утверждение включает в себя три основные стороны её устройства: веру, любовь и надежду. В третьей главе Павел утверждает веру, надежду и любовь верующих.
Мы должны помнить, что Первое послание к фессалоникийцам было написано новым верующим. Поэтому написано оно кратко и неглубоко. Этот принцип особенно относится к третьей главе. Павел избегал глубоких терминов. Его слова здесь можно сравнить со словами отца, обращёнными к маленьким детям. Но несмотря на краткость, Павел охватывает немало важных вопросов.
В 3:1 он говорит: «Поэтому когда мы уже не могли терпеть, мы сочли нужным остаться в Афинах одни». Афины — это главный город провинции Ахайя, входившей в Римскую империю. В этом городе апостол Павел благовествовал философствующим грекам (Деян. 17:15-34).
Слово «поэтому» в начале этого стиха указывает на предыдущую главу, особенно на стихи 17 и 18. В этих стихах говорится: «Но мы, братья, лишившись вас на короткое время — в присутствии, не в сердце, — в большей мере старались с большим желанием увидеть ваше лицо. Поэтому мы хотели прийти к вам — я, Павел, — и раз, и два, однако помешал нам Сатана». Апостолы были лишены присутствия фессалоникийских верующих и старались с большим желанием увидеть их снова. Именно по этой причине Павел говорит в 3:1, что он уже не мог терпеть этого. Слово «поэтому» в стихе 1 указывает на то, что третья глава представляет собой продолжение 2:17 и 18. Павел был готов остаться в Афинах один и, как он говорит в стихе 2, послать Тимофея в Фессалонику.
В стихе 2 он продолжает: «И послали Тимофея, нашего брата и Божьего соработника в благовестии Христовом, чтобы утвердить вас и воодушевить ради вашей веры». В некоторых рукописях вместо слова «соработник» употреблено слово «служитель». Божий служитель — это Божий соработник (1 Кор. 3:9; 2 Кор. 6:1). Какая привилегия! Какое благословение!
Тимофей был послан к фессалоникийцам, чтобы воодушевить их ради их веры. Из этого следует, что всё, сказанное в третьей главе, относится к утверждению и воодушевлению. Говоря о вере фессалоникийцев, Павел возвращается к вопросу устройства святой жизни для церковной жизни, раскрытой в первой главе. Его забота в третьей главе связана с утверждением такой жизни.
Если мы утверждены в своей вере, скорби не поколеблют нас. Об этом Павел говорит в стихе 3: «Чтобы никто не был поколеблен этими скорбями; ибо вы сами знаете, что к этому мы назначены». Если мы будем утверждены в вере (ст. 2), скорби будут работать нам на благо (Рим. 8:28) согласно замыслу Бога в Его назначении. В противном случае искуситель может поколебать нас (ст. 5) скорбями. Греческое слово, переведённое как «назначены», также имеет значение «определены», «поставлены», «помещены». Бог определил, назначил нас к тому, чтобы пройти через скорби. Поэтому скорби — это удел, данный нам Богом; это Он поставил, поместил нас в обстановку скорбей.
Нам нужно рассмотреть значение понятия «вера» в 1 Фес. 3. В стихе 2 вера не только субъективна, то есть она относится к вере как действию святых, как в стихах 5, 6 и 10, но также и объективна, то есть она относится к тому, во что они верят, как в 1 Тим. 3:9; 4:1; 2 Тим. 4:7. Эти два аспекта веры взаимно включены друг в друга. Наше верование (субъективная вера) исходит из того, во что мы верим, и заключается в том, во что мы верим (объективная вера).
Разобраться в значении слова «вера» в Первом послании к фессалоникийцам непросто. Объясняется это тем, что в Новом Завете показаны два аспекта веры: объективный и субъективный. Если смотреть на веру с точки зрения доктрины, то сначала идёт объективный аспект. Он, в свою очередь, производит субъективный аспект. Объективная вера обозначает то, во что мы верим для нашего спасения. Она включает в себя содержание нового завета. Таким образом, содержание нового завета равняется объективной вере. Этот аспект веры подчёркивается в Первом послании к Тимофею. Например, о вере говорится в 1 Тим. 1:19. Вера в этом стихе является объективной и относится к тому, во что мы верим. Однако в том же стихе также упоминается и субъективная вера: «...Имея веру и добрую совесть». Эта субъективная вера относится к вере как нашему действию.
Христиане часто говорят о вере в объективном смысле. Они спрашивают, какой вы веры, имея в виду, во что вы верите. Этот аспект веры, объективный аспект, не связан с верой как нашим действием, но он указывает на то, во что мы верим. Объективная вера включает в себя содержание Божьего новозаветного домостроительства.
Когда мы принимаем слово об объективной вере, содержании Божьего новозаветного домостроительства, в нас сама собой зарождается субъективная вера. Мы откликаемся на объективную веру нашим уверованием. Другими словами, мы слышим объективную веру, и в нас поднимается субъективная вера. Субъективная вера — это вера как наше действие.
Субъективная вера возникает не раз и навсегда. Напротив, с того момента, как мы уверовали, вера как действие продолжается внутри нас, потому что христианская жизнь — это жизнь веры. День за днём мы живём жизнью веры. Мы живём не согласно тому, что видим, а тому, во что верим. Как Павел говорит: «Мы ходим верой, не видимостью» (2 Кор. 5:7). Мы ходим верой, а не тем, что мы видим.
Все вопросы, которые мы рассматриваем в этих сообщениях, связаны с верой. Например, в Кол. 1:27 говорится, что Христос в нас как наша надежда славы. Мы принимаем это слово в вере. Верой мы верим в Его возвращение, и верой мы ожидаем венца. Мы говорим об этом целиком и полностью посредством веры. Поэтому те, кто не имеет веры, совершенно не понимают, о чём мы говорим. Для таких людей наши слова — предрассудки или бессмыслица. Они не могут поверить или принять их. У мирских людей, у неверующих, нет веры. Из-за этого они не могут понять ни нашего образа жизни, ни наших слов. Наш образ жизни целиком и полностью является жизнью веры.
Объективный аспект веры глубок. Мы не можем сказать, что мы совершенны и лишены каких-либо недостатков в отношении объективной веры. Божье домостроительство глубоко. Содержание Его домостроительства — это Христос как Всеобъемлющий и Всеобширный. Поскольку Божье домостроительство так глубоко и богато по содержанию, мы не осмеливаемся сказать, что объективная вера стала совершенной среди нас. Необходимо увидеть, что наша объективная вера включает в себя всеобъемлющего и всеобширного Христа как содержание Божьего домостроительства. Мы не познали это содержание полностью, мы не осознаём его всесторонне. Поэтому нам ещё предстоит постичь всеобъемлющего Христа, постичь Христа как содержание нашей объективной веры.
Слава Господу за то, что объективная вера производит субъективную! Когда мы получаем откровение о Христе, мы не можем не верить в Него. Вера сама собой вливается в наше существо, и мы непроизвольно верим в Христа. Неверующим невозможно поверить в то, что Христос находится в нас. Мы же не можем не верить, что Христос живёт в нас. Он в нас, чтобы быть нашей жизнью, нашим жизненным снабжением и всем для нас. Мы получили видение об обитающем в нас Христе, и нам ничего не остаётся, как только поверить в то, что Он действительно находится в нас. Так как мы увидели откровение о содержании Божьего домостроительства, мы не можем не верить в увиденное. В нас была влита способность верить, и сейчас мы имеем субъективную веру, внутреннюю веру как действие.
Когда Павел говорит, что Тимофей был послан утвердить и воодушевить верующих ради их веры, какую веру он имеет в виду: объективную или субъективную? Нелегко определить, о какой именно вере говорится в стихе 2. На самом деле, вера в этом стихе обозначает и объективный, и субъективный аспекты веры. Она включает в себя и то, во что мы верим, и веру как наше действие. Братья послали Тимофея узнать, как у верующих в Фессалонике идут дела в отношении этих двух аспектов веры. Держались ли они объективной веры и насколько сильно они верили в неё? Сохраняли ли они объективную веру и до какой степени они верили в неё? Вот что заботило Павла. В стихах 2 и 3 он как бы говорит: «Братья, меня беспокоит то, что вы можете быть поколеблены скорбями. Быть поколебленными — значит потерять веру. Это значит потерять видение объективной веры, а также потерять субъективную способность верить! Я беспокоюсь об обоих аспектах вашей веры».
Те, у кого есть забота работать с новыми верующими, должны научиться наблюдать за их верой и следить за тем, как они продвигаются в субъективном и объективном аспектах веры. Увеличивается или уменьшается их вера? Растут ли они в своей способности верить? Заботясь о молодых верующих, мы должны обращать внимание на подобные вопросы. Нам необходимо волноваться об их вере так же, как Павел волновался о вере фессалоникийцев, посылая Тимофея, чтобы утвердить и воодушевить их.
В стихе 4 Павел говорит: «Ибо даже когда мы были у вас, мы заранее говорили вам, что нам предстоит подвергнуться скорби, как и случилось, и вы знаете». Несовершенный вид греческого глагола, переведённого как «говорили», указывает на повторяемость действия. Павел неоднократно говорил верующим, что апостолам предстоит подвергнуться скорбям. Скорби пришли в соответствии с предсказаниями Павла.
В стихе 5 Павел продолжает: «Поэтому когда и я уже не мог терпеть, я послал узнать о вашей вере: как бы не искусил вас искуситель и наш труд не оказался тщетным». Искуситель в этом стихе — это хитрый дьявол, старый змей, который искушал Еву (Быт. 3:1-6; 1 Тим. 2:14). Цель хитрого искусителя состоит в том, чтобы уничтожить совершаемую через Божьих соработников работу благовестия. Павла беспокоило, что искуситель при помощи скорбей, страданий и преследований может поколебать фессалоникийцев в их вере и заставить их потерять её. Не в силах больше терпеть того, что он ничего не знает об их вере, Павел послал Тимофея, чтобы узнать о ней.
Опять-таки, вера в стихе 5 включает в себя и объективную, и субъективную веру. Павел очень хотел узнать об обоих аспектах веры фессалоникийцев.
Вера — это первый элемент в основном устройстве христианской жизни, святой жизни для церковной жизни. Все те, кто отступает назад, все те, кто покидает церковную жизнь, испытывают некоторую потерю веры. Они не теряют её полностью, но они могут потерять её частично. Они уже не имеют видения объективной веры, содержания Божьего новозаветного домостроительства. Когда такие люди были в церковной жизни, они имели видение. Они видели Христа, церковь и Божье домостроительство. Они видели Божье восстановление и то, что Триединый Бог раздаёт Себя в нас. Однако они постепенно упустили всё это из виду. Когда человек упускает из виду содержание Божьего домостроительства, субъективная вера, вера как действие внутри него, тоже уменьшается. Внутренняя способность верить внутри нас всегда является результатом и итогом того, что у нас есть правильное видение Божьего домостроительства. Поэтому нам должно быть страшно потерять видение Божьего домостроительства.
На собраниях церкви и на собраниях служения мы все как бы смотрим небесный телевизор, чтобы увидеть больше о Божьем домостроительстве. Чем больше мы смотрим это небесное телевидение, тем больше мы верим. Мы самопроизвольно верим в то, что видим. Поэтому мы выходим с собраний наполненные способностью верить. Собрания церкви и служение увеличивают нашу способность верить.
Хороший христианский работник — это человек, который всегда вливает в других божественное видение, помогает им увидеть чудесные картины небесного телевидения и проникнуться ими. Когда в нас передаётся небесная картина, мы обретаем способность верить. Благодаря вере мы присоединяемся к божественной передаче. Эта передача является потоком небесного электричества. Благодаря вере мы «подключаемся» к этому потоку.
Мы знаем из стиха 5, что Павел беспокоился о том, что искуситель может искусить фессалоникийцев и труд апостолов среди них окажется тщетным. Павел знал: как только мы потеряем из виду содержание Божьего домостроительства, мы будем поколеблены и отойдём от линии веры. Тогда всё, что мы слышали о Божьем домостроительстве, окажется тщетным. Иллюстрацией этого факта может служить жизнь многих покинувших церковную жизнь. Их состояние подтверждает, что, когда мы теряем из виду Божье домостроительство, всё, что мы слышали, становится тщетным.
Воодушевлены через веру верующих
Тимофей возвратился к Павлу с благой вестью. Труд апостолов среди фессалоникийцев не был тщетным. Павел упоминает об этом в стихе 6: «Но так как сейчас пришёл к нам от вас Тимофей и принёс нам благую весть о вашей вере и любви и что вы всегда имеете доброе воспоминание о нас, жаждая увидеть нас так же, как и мы вас». Получив благую весть о вере фессалоникийцев, Павел мог быть уверен, что их труд среди них не был тщетным.
После ухода из Афин апостол находился в Коринфе (Деян. 17:15-16; 18:1, 5). Именно в Коринфе он написал это прекрасное послание дорогим святым в Фессалонике, чтобы воодушевить их.
В стихе 6 Павел говорит и о вере, и о любви. Любовь — это проистечение, результат веры. Как мы видели, вера служит основанием, любовь — постройкой, а надежда — камнем свода. В письме, содержащем утверждающее слово к фессалоникийцам, Павел сначала говорит о вере, а затем постепенно обращается к любви. Поэтому в стихе 6 он говорит о вере и любви верующих.
В стихе 7 говорится: «Поэтому мы утешились благодаря вам, братья, во всей нашей нужде и скорби, через вашу веру». Здоровое состояние верующих всегда является утешением для Божьих соработников, которые работают над ними и несут их, как ношу. Греческое слово, переведённое как «нужда», можно также перевести как «мучение». Оно обозначает неотложную нужду, возникшую в результате стихийного бедствия. Из-за стихийных бедствий люди оказываются в положении, в котором им неотложно требуются вещи первой необходимости, такие, как пища, вода, одежда и жильё. Хотя апостолы были в нужде, в мучении, они были воодушевлены верой фессалоникийцев. Снова и снова Павел говорит о вере.
В стихе 8 Павел продолжает: «Потому что теперь мы живём, если вы твёрдо стоите в Господе». Твёрдое стояние верующих в Господе преподносит жизнь апостолам. Твёрдое стояние в Господе противопоставляется уводящим от веры колебаниям (ст. 3). Если молодые верующие, с которыми вы работаете, твёрдо стоят в Господе, это стояние, несомненно, преподносит вам жизненное снабжение.
В стихах 9 и 10 говорится: «Ибо какую благодарность мы можем воздать Богу относительно вас за всю радость, которой мы радуемся благодаря вам перед нашим Богом, ночью и днём усиленно совершая прошения, чтобы увидеть ваше лицо и завершить то, чего недостаёт вашей вере?». Греческое слово, переведённое как «завершить», также имеет значение «сделать совершенным». То же слово употреблено во 2 Кор. 13:9. Верующие в Фессалонике, будучи молоды в Господе, имели ещё недостатки в своей новой вере. Апостол осознавал это и из любви к ним очень беспокоился о них. Поэтому он и написал это Послание.
Когда Павел писал Первое послание к фессалоникийцам, верующие в Фессалонике были христианами, скорее всего, менее года. Без сомнения, им нужно было увидеть содержание Божьего домостроительства гораздо подробнее. Также многим из нас, даже тем, кто в восстановлении уже многие годы, по-прежнему недостаёт видения о всеобъемлющем и всеобширном Христе как содержании Божьего домостроительства. Другими словами, нам по-прежнему недостаёт объективной веры. Из-за недостатка объективной веры нам также недостаёт субъективной веры. Так как наше видение ограничено, наша способность верить тоже ограничена. Способность верить зависит от видения, от зрения. За то время, что мы находимся в восстановлении, наше видение о Христе и Божьем домостроительстве расширилось. Так как наше видение расширилось, наша объективная вера увеличилась. В результате возросла способность верить.
Ночью и днём Павел усиленно молился о том, чтобы апостолы могли увидеть фессалоникийцев лицом к лицу и завершить то, чего недоставало их вере. В этих стихах Павел словно говорит: «Вы, фессалоникийцы, в Господе совсем недавно. Вам, несомненно, недостаёт и объективной веры, и субъективной. Многое ещё не было открыто и показано вам. Мы хотели бы снова посетить вас и показать вам больше Христа. Благодаря большему видению Христа ваша объективная вера расширится и ваша субъективная вера сама собой возрастёт. Именно это вам необходимо, и именно в этом состоит наша забота, когда мы молимся о том, чтобы увидеть вас снова».
В 3:1-10 Павел в основном рассматривал веру, первый элемент устройства святой жизни для церковной жизни. Начиная со стиха 11, он переносит ударение на любовь: «Пусть же Сам наш Бог и Отец и наш Господь Иисус сделает прямым наш путь к вам; а вам пусть даст Господь возрасти и изобиловать в любви друг к другу и ко всем, так же как и мы к вам». Стихи 11 и 12 в основном посвящены любви. Апостол беспокоился о молодых верующих сначала в связи с их верой (ст. 2-10), а затем в связи с их любовью, которая вытекает из веры и работает вместе с верой (Гал. 5:6; 1 Тим. 1:14). Такая любовь служит признаком роста в жизни (1 Фес. 1:3). Любовь фессалоникийцев должна была увеличиваться, расти. Поэтому Павел сначала хотел сделать завершённой их веру, а затем воодушевить их возрастать и изобиловать в любви. Он знал, что любовь проистечёт из их веры. Тогда они будут жить в любви, любви к святым в их местности и ко всем верующим во всяком месте.
В стихе 11 слово, переведённое как «сделает прямым», в греческом языке употреблено в единственном числе. Отсюда видно, что, с точки зрения апостола, Бог Отец и Господь Иисус были едины. Как хорошо, что Он делает прямым наш путь в служении! И как красивы ноги апостолов, когда они осуществляют Его служение для исполнения Его замысла!
Сердца, утверждённые безукоризненными в святости
В стихе 13 Павел подводит итог: «Чтобы утвердить ваши сердца безукоризненными в святости перед нашим Богом и Отцом при пришествии нашего Господа Иисуса со всеми Его святыми». Утверждение сердец верующих безукоризненными вытекает из веры и любви, о которых говорилось в предыдущих стихах. Это естественным образом порождает надежду на возвращение нашего дорогого Господа, в которого мы верим и которого мы любим. Таким образом, мы снова видим, что вера, любовь и надежда — это подразумеваемые факторы в построении этого Послания.
Если наша вера сделана завершённой и наша любовь растёт, возрастает и изобилует, то в результате у нас будет надежда на утверждение наших сердец безукоризненными в святости перед нашим Богом и Отцом при пришествии нашего Господа Иисуса со всеми Его святыми. Эти святые — верующие в Христа, включая и ветхозаветных святых (Дан. 7:18, 21-22, 25, 27; Зах. 14:5). Хотя в стихе 13 слово «надежда» не употреблено, тем не менее надежда здесь подразумевается. Утверждение святой жизни для церковной жизни, таким образом, связано с её устройством, включающим в себя веру, надежду и любовь.
Подход Павла к заботе о новых верующих очень сильно отличается от подхода многих сегодняшних христиан. Павел заботился о верующих, показывая им, что они возрождены Богом Отцом и приведены в органический союз с Господом Иисусом Христом, и поэтому имеют устройство святой жизни. Все истинные христиане, молодые или старые, имеют такое устройство святой жизни для церковной жизни. Эта жизнь является правильной христианской жизнью.
У многих христиан нет правильной христианской жизни. Тем более у них нет никакого представления о церковной жизни. Многие даже не знают, что значит жить святой жизнью. Святая жизнь — это жизнь, полностью отделённая для Бога, освящённая жизнь. Жить святой жизнью — значит жить жизнью исключительно для Бога, Богом, с Богом и в Боге. Эта святая жизнь предназначена для церковной жизни. Святая жизнь для церковной жизни — это то, о чём говорит Павел в этом Послании, адресованном новым верующим.
Будучи настоящими христианами, мы все имеем в себе такую жизнь. Теперь нам нужно жить ей. Эта жизнь имеет устройство, включающее в себя веру, надежду и любовь. Наша работа с новыми верующими должна взращивать эту жизнь; она должна питать и лелеять её, чтобы та росла. Более того, мы должны научиться утверждать, укреплять и воодушевлять эту жизнь в её устройстве: вере, надежде и любви.
Вера связана с тем, что мы получаем видение о содержании Божьего новозаветного домостроительства. Как только мы обретаем видение, мы верим в то, что видим. Эта вера является основанием нашей христианской жизни. Из нашей веры проистечёт любовь. В церковной жизни мы живём жизнью любви. Мы должны любить каждого: верующих, которые собираются с нами, и верующих, которые не собираются с нами, также неверующих. Эта любовь исходит из нашей веры. Более того, тогда у нас будет жизнь, полная надежды. Мы живём для Христа, мы выражаем Его и мы даже являемся Его Телом. Ожидая Его возвращения, мы полны надежды. Наша надежда, судьба и предназначение не на этой земле. Они связаны исключительно с возвращением Господа Иисуса.
Если мы видим устройство, источник, взращивание и утверждение святой жизни для церковной жизни, у нас будет направление в работе с новыми верующими. Мы поможем им осознать, что, будучи истинными христианами, они уже имеют устройство святой жизни для церковной жизни. Затем мы будем взращивать эту жизнь и утверждать её веру, надежду и любовь.