Условия для божественного общения
(3)
Тексты Писания: 1 Ин. 1:5-7
Мы увидели, что взаимоотношения верующих с Богом в жизни неразрушимы, но их общение с Ним может быть прервано. Это означает, что наши взаимоотношения жизни с Богом не зависят ни от чего, в то время как наше общение с Богом зависит от определённых факторов. Первое условие для божественного общения — это исповедование грехов (1:5—2:22). С этим первым условием связано пребывание в Боге как свете, хождение в божественном свете и делание божественной истины. В этом сообщении мы рассмотрим очищение кровью Иисуса, Сына Божьего.
В 1:7 апостол Иоанн говорит: «Но если ходим в свете, как Он есть в свете, то имеем общение друг с другом и кровь Иисуса, Его Сына, очищает нас от всякого греха». В этом стихе мы видим, что мы ходим в свете, а Бог есть в свете, потому что Он есть свет. Когда мы ходим в свете, то есть Самом Боге, у нас появляется взаимное наслаждение Триединым Богом и взаимное участие в Его замысле.
Когда мы живём в божественном свете, мы находимся под его озарением, и он согласно божественной природе Бога и посредством Божьей природы в нас обличает все наши грехи, проступки, неудачи и недостатки, которые противоречат Его чистому свету, совершенной любви, абсолютной святости и непревзойдённой праведности. Когда это происходит, мы ощущаем в своей озарённой совести, что нам нужно очиститься искупительной кровью Господа Иисуса, и она очищает нас в нашей совести от всех грехов, чтобы поддержать наше общение с Богом и друг с другом. Наши отношения с Богом невозможно расторгнуть, однако наше общение с Ним может быть прервано. Наши отношения — это отношения жизни, тогда как наше общение, хотя и является общением жизни, основано на нашем житии. Отношения с Богом не зависят ни от каких условий; общение возможно только при определённых условиях. Наше общение, требующее выполнения определённых условий, нужно поддерживать, постоянно очищаясь кровью Господа.
В стихе 7 Иоанн говорит, что кровь Иисуса очищает нас от всякого греха. Глагол «очищает» в греческом тексте употреблён в настоящем времени, которое обозначает непрерывное действие, из чего видно, что кровь Иисуса, Сына Божьего, очищает нас всё время, непрерывно и постоянно. Под очищением здесь понимается очищение кровью Господа в данный момент времени в нашей совести. Перед Богом мы навечно очищены искупительной кровью Господа раз и навсегда (Евр. 9:12, 14), и перед Богом это очищение сохраняет свою действенность вечно, так что это очищение повторять не нужно. Однако в нашей совести нам нужно снова и снова применять это постоянное очищение кровью Господа в каждый конкретный момент времени, когда в нашем общении с Богом божественный свет озаряет нашу совесть. Прообразом этого очищения — очищения в данный конкретный момент — служит очищение с помощью очистительной воды, смешанной с пеплом телицы (Числ. 19:2-10).
В стихе 7 Иоанн говорит конкретно, что кровь Иисуса очищает нас от всякого греха. В Новом Завете говорится о грехе, а также о грехах. Под «грехом» обычно понимается обитающий в нас грех; это рассматривается в Послании к римлянам с 5:12 по 8:13. Под «грехами» понимаются греховные поступки, плоды обитающего в нас греха, которые рассматриваются в Послании к римлянам с 1:18 по 5:11. Однако в 1:7 слово «грех» в единственном числе, употреблённое с местоимением «всякий», обозначает не обитающий в нас грех, а каждый отдельный грех, который мы совершаем после того, как были возрождены. Каждый такой грех оскверняет нашу очищенную совесть и должен быть смыт кровью Господа в нашем общении с Богом.
Когда мы находимся в божественном общении, мы находимся в свете, а когда мы в свете, свет изобличает нас. Божественный свет намного сильнее рентгена. Этот свет обличает всё неправильное в нашем существе. Когда мы ходим в свете и делаем действительность в свете, свет сияет внутри нас, над нами и через нас. Будучи обличёнными этим сиянием, мы понимаем, что во многом не правы. Мы видим, что не правы в своих мыслях, чувствах, побуждениях и намерениях. Мы также видим, что не правы с теми или иными братьями и сёстрами. Поскольку мы обличаемся таким образом, наша совесть осуждается. Чтобы покончить с этим осуждением в нашей совести, нам нужно очищение кровью Господа. Только когда мы в общении и под светом, мы видим свои неудачи, ошибки, проступки, нечистые побуждения и порочные намерения. Но в этот самый момент кровь Господа Иисуса очищает нас от всякого греха. Как мы указывали, время глагола «очищает» указывает, что, когда мы ходим в свете и находимся в общении с Богом и друг с другом, кровь Иисуса очищает нас постоянно, непрестанно.
Знаменательно, что в 1:7 апостол Иоанн говорит о крови «Иисуса, Его Сына». Имя «Иисус» указывает на человечество Господа, которое нужно, чтобы пролить искупительную кровь, а титул «Его Сын» указывает на божественность Господа, которая нужна, чтобы искупительная кровь имела вечную действенность. Таким образом, выражение «кровь Иисуса, Его Сына» показывает, что эта кровь является настоящей кровью подлинного человека, пролитой для искупления Божьих падших тварей, и что она имеет божественное поручительство в качестве своей вечной действенности — повсеместной в том, что касается пространства, и нескончаемой в том, что касается времени.
Титул «Иисус, Его Сын» также употребляется Иоанном, чтобы предохранить верующих от ересей о Личности Господа. Одна из ересей делала акцент на божественности Господа, отрицая Его человечество. Титул «Иисус», будучи именем человека, предохраняет от этой ереси. Другая ересь делала акцент на человечестве Господа, отрицая Его божественность. Титул «Его Сын», будучи именем Божества, служит противоядием против этой ереси.
Ни один другой стих в Новом Завете не использует выражение «Иисус, Его Сын». Мы только что показали, что под именем «Иисус» подразумевается человечество Господа, а под титулом «Его Сын» — Его божественность. Иисус был истинным, настоящим человеком, и кровь Иисуса была кровью действительного человека. Поскольку мы люди, нам нужно искупление человеческой кровью. В Ветхом Завете кровь за умилостивление была кровью животных, и это был прообраз крови Христа. Однако кровь животных не могла на самом деле искупить нас, потому что мы люди, а не животные. Поскольку мы люди, нам необходима действенная кровь Иисуса, кровь настоящего человека.
Божественность Господа, на которую указывают слова «Его Сын», является гарантией, поручительством, что действенность крови Иисуса останется навсегда. Человечество Господа даёт ему возможность обладать кровью и пролить её для нашего искупления. Его божественность обеспечивает действенность силы этой искупающей крови. Действенность очищающей крови Иисуса навечно обеспечивается Его божественностью.
Мы увидели, что когда Иоанн писал это Послание, существовали ереси о Личности Христа. Одно еретическое учение утверждало, что Иисус был божественным, но не обладал человечеством. Другое еретическое учение заявляло, что Иисус был человеком, но не имел божественности. Одним коротким выражением — «кровь Иисуса, Его Сына» — Иоанн предохраняет нас от обеих ересей. Слова «кровь Иисуса» показывают, что Иисус был настоящим человеком, а слова «Его Сын» — что Он божественен. Кровь, которой мы очищаемся, это кровь чудесной Личности, которая обладает и человечеством, и божественностью.
В 1:1-7 показан цикл нашей духовной жизни, который включает в себя четыре важнейшие части: вечную жизнь, общение вечной жизни, божественный свет и кровь Иисуса, Сына Божьего. Вечная жизнь выливается в общение божественной жизни, общение вечной жизни приносит божественный свет, а божественный свет увеличивает потребность в крови Иисуса, Сына Божьего, чтобы мы получили больше вечной жизни. Чем больше у нас вечной жизни, тем больше она приносит нам своего общения. Чем больше мы наслаждаемся общением божественной жизни, тем больше божественного света мы получаем. Чем больше мы получаем божественного света, тем больше наше участие в очищении кровью Иисуса. Такой цикл ведёт нас дальше в росте божественной жизни, пока мы не достигнем зрелости жизни.
В 1:5-7 Иоанн использует пять важных слов: свет, истина, тьма, ложь и грех. Свет — это сущность Божьего выражения. Можно сказать, что свет — это выраженный Бог. Когда мы ходим в этом свете, появляется истина, поскольку истина вытекает из света. Свет — источник истины, а истина вытекает, происходит из света. Поэтому, когда мы пребываем в божественном свете и ходим в свете, мы делаем истину.
Ложь — это сущность Сатаны, и тьма — это выражение сатанинской сущности. Эта тьма связана с грехом. Вот почему в этих стихах говорится о свете, тьме и грехе. Если мы не в свете, то мы, безусловно, во тьме. Когда мы во тьме, мы обмануты ложью, сущностью Сатаны. Более того, поскольку ложь и тьма связаны с грехом, мы также участвуем в грехе.
Давайте помнить, что свет — это сущность Божьего выражения, а истина проистекает из этого света. Ложь — это сущность Сатаны, тьма — это выражение этой сущности, и эта тьма связана с грехом. Когда мы в свете, мы делаем истину. Но когда мы не в свете, мы во тьме. Когда мы во тьме, мы обмануты и находимся в состоянии, имеющем отношение к греху.
Когда мы в свете, мы будем обличены и увидим наши грехи. Затем нам нужно исповедать свои грехи. Когда мы будем исповедовать свои грехи, непроизвольно и постоянно кровь Иисуса, Сына Божьего, будет очищать нас от всякого греха.
Когда мы во тьме, мы в грехе. Кроме того, когда мы в грехе, наше общение с Богом прервано. Но если мы будем обличены светом и исповедуем свои грехи, наши грехи будут смыты, и наше прерванное общение с Богом будет восстановлено.
Противоядие против ереси антиномистов
Первое послание Иоанна 1:6 можно считать противоядием против еретического учения антиномистов. Слово «антиномист» — это современное слово, состоящее из двух греческих слов: «анти», что значит «против», и «номос», что значит «закон». Антиномисты — это люди, которые были без закона, те, кому безразличен закон. Антиномисты во времена Иоанна учили свободе от обязательств нравственного закона и утверждали, что человек может жить в грехе и по-прежнему иметь общение с Богом.
В 1:6 Иоанн предостерегает верующих против еретического учения антиномистов. Иоанн говорит: «Если мы говорим, что имеем общение с Ним, однако ходим во тьме, то мы лжём и не делаем истины». Согласно этому стиху , мы не можем иметь общение с Богом и в то же время ходить во тьме. Сатанинская тьма противопоставляется божественному свету, а сатанинская ложь — божественной истине. Как божественная истина представляет собой выражение божественного света, так сатанинская ложь является выражением сатанинской тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Богом, который есть свет, а ходим во тьме, то мы лжём, мы находимся в выражении сатанинской тьмы и не делаем истины в выражении божественного света.
В Гал. 5:13 Павел говорит: «Ибо вы для свободы были призваны, братья; только не превращайте эту свободу в повод для плоти…» Здесь Павел просит нас не злоупотреблять своей свободой. В Гал. 5:1 Павел говорит: «Для свободы Христос освободил нас; итак, стойте твёрдо и не давайте опять опутать себя ярмом рабства». Затем в стихе 13 Павел переходит к тому, что мы не должны злоупотреблять своей свободой. Хотя мы свободны от ярма рабства закона, нам по-прежнему необходимо быть нравственными. Это противоречит еретическому учению, которое утверждает, что находящиеся под благодатью не обязаны соблюдать нравственный закон.
Антиномисты утверждают, что мы по-прежнему можем иметь общение с Богом, даже если мы живём в грехе. Иоанн написал 1:6, чтобы противостать этому лжеучению. Согласно словам Иоанна, если мы говорим, что имеем общение с Богом и ходим во тьме, мы идём путём антиномистов. Иоанн совершенно ясно показывает, что для поддержания общения с Богом нам необходимо покончить с нашими грехами, исповедуя их Богу, чтобы очиститься кровью Иисуса, Божьего Сына.
Два вида очищения кровью Господа
Согласно слову Иоанна в 1:7, кровь Иисуса очищает нас от всякого греха. На самом деле существует два вида очищения кровью Господа. Первое произошло, когда искупительная кровь очистила нас перед Богом раз и навсегда (Евр. 9:12, 14), и это очищение сохраняет свою действенность вечно. Второе очищение — это постоянное очищение кровью Господа в каждый конкретный момент, происходящее в нашей совести. С одной стороны, кровь Господа смывает наш грех и грехи в присутствии Бога. С другой стороны, та же самая кровь смывает наш грех и грехи в нашей совести. Согласно системе прообразов в Ветхом Завете, кровь жертвы вносили в скинию и кропили в Святом Святых в присутствии Бога. Это означает омовение нашего греха и грехов однажды и навсегда в присутствии Бога. Прообразом постоянного очищения в данный конкретный момент служит очищение с помощью очистительной воды, смешанной с пеплом телицы. Очищение в 1:7 — это не вечное очищение перед Богом, это постоянное очищение наших грехов в нашей совести. Если мы пребываем в свете, мы постоянно очищаемся кровью Иисуса.
Мы указывали, что в 1:7 четыре вещи: вечная жизнь, общение вечной жизни, божественный свет и кровь Иисуса — образуют цикл, который мы должны переживать в своей духовной жизни. Сначала у нас появляется вечная жизнь, и в этой жизни у нас есть общение. Общение приносит свет, и под сиянием света мы переживаем очищение кровью. Затем кровь приносит нам больше жизни, а с большей жизнью у нас появляется большее общение. Затем с бо́льшим общением мы получаем больше света и больше очищения кровью. Этот цикл, состоящий из жизни, общения, света и крови повторяется снова и снова, пока мы растём в жизни к зрелости.