Тексты Писания: 1 Ин. 1:3-7
В предыдущем сообщении мы рассмотрели первое основное положение в этом Послании — вечную жизнь. Теперь мы подходим к второму основному положению — общению божественной жизни. На самом деле, общение божественной жизни — это тема всего Первого послания Иоанна. В Евангелии от Иоанна раскрывается Иисус Христос как божественная жизнь, которую мы должны принять. Стоит нам поверить в Него, как Он входит в нас, и мы начинаем обладать Им как жизнью внутри. Это Послание, как продолжение Евангелия от Иоанна, показывает, что, после того как мы приняли божественную жизнь, у нас может быть общение жизни, как результат божественной жизни. Общение божественной жизни — это настоящее наслаждение божественной жизнью. Другими словами, если мы хотим переживать божественную жизнь, нам необходимо уделить пристальное внимание общению этой жизни.
В 1:3 Иоанн говорит: «То, что мы видели и слышали, мы возвещаем и вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение — с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом». В стихе 1 сначала сказано «слышали», а затем — «видели»; здесь же порядок обратный. Когда мы получаем откровение, это основано на слышании. Но когда мы проповедуем, когда мы возвещаем, основой должно быть видение. Мы должны проповедовать то, что постигли и пережили из услышанного нами.
Апостолы слышали и видели вечную жизнь. Затем они возвещали её верующим, чтобы и верующие услышали и увидели её. Благодаря вечной жизни апостолы наслаждались общением с Отцом и с Его Сыном, Господом Иисусом. Они хотели, чтобы и верующие наслаждались этим общением.
Проистечение и поток божественной жизни
Греческое слово, переведённое как «общение», койнония, означает совместное участие, общее участие. Общение вытекает из вечной жизни и, по сути, представляет собой поток вечной жизни внутри всех верующих, которые получили божественную жизнь и обладают ей. Его иллюстрацией служит поток воды жизни в Новом Иерусалиме (Отк. 22:1). В этом общении находятся все подлинные верующие (Деян. 2:42). Оно поддерживается Духом в нашем возрождённом духе. Поэтому оно называется «общением Святого Духа» (2 Кор. 13:14) и «общением [нашего] духа» (Флп. 2:1). Именно в этом общении вечной жизни мы, верующие, участвуем во всём, чем Отец и Сын являются, и во всём, что Отец и Сын сделали для нас; иначе говоря, мы наслаждаемся любовью Отца и благодатью Сына благодаря общению Духа (2 Кор. 13:14). Сначала такое общение было долей апостолов в их наслаждении Отцом и Сыном через Духа. Поэтому в Деян. 2:42 оно названо «общением апостолов», а в 1 Ин. 1:3 — «нашим [апостольским] общением», общением с Отцом и с Его Сыном Иисусом Христом. Оно представляет собой божественную тайну. Это таинственное общение вечной жизни следует рассматривать как тему этого Послания.
Общение — это совместное участие, общее участие. Следовательно, иметь общение — значит иметь совместное участие в чём-то. Общение божественной жизни вытекает из божественной жизни и представляет собой её поток. Поскольку божественная жизнь органична, богата, движется и действует, она проистекает особым образом. Проистечение божественной жизни — это общение жизни.
Общение божественной жизни ясно показано в Отк. 22:1. В этом стихе мы видим, что в Новом Иерусалиме река воды жизни течёт из престола Бога и Агнца. Престол Бога и Агнца — это престол искупающего Бога, Агнца-Бога. В Быт. 1:1 показан Бог, а в Отк. 22:1 — Бог с Агнцем. В Бытии показан творящий Бог, а в Откровении — искупающий Бог. Из этого искупающего Бога как источника течёт река воды жизни. Течение реки воды жизни — это общение жизни. Это означает, что общение представляет собой проистечение божественной жизни из искупающего Бога.
Согласно картине в Откровении, река в Новом Иерусалиме течёт вниз по спирали, пока не достигнет двенадцати ворот города. Благодаря этому мы видим, что весь город Новый Иерусалим получает снабжение от течения этой живой воды, то есть общения жизни. Общение божественной жизни вытекает из Бога и через Его людей, чтобы достичь каждой части Тела Христова, которое завершится в Новом Иерусалиме.
Общение божественной жизни, или течение божественной жизни, — это общение Духа. Во 2 Кор. 13:14 говорится: «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа да будут со всеми вами». Здесь мы видим, что любовь Бога — это источник, благодать Христа — русло, а общение Духа — течение этого русла. Именно этот поток приносит благодать Христа и любовь Бога нам для нашего наслаждения. Поэтому общение божественной жизни названо общением Святого Духа.
Общение божественной жизни — это общение между верующими и апостолами (1 Ин. 1:3Б; Деян. 2:42). Это означает, что между верующими и апостолами есть взаимное наслаждение Триединым Богом. Верующим и апостолам необходимо общение друг с другом. Когда есть надлежащий контакт, будет двустороннее движение, и это движение есть общение, общее участие. Когда у нас есть это двустороннее движение, мы наслаждаемся божественной жизнью, которая находится внутри нас. Это означает, что, когда у нас есть общение, у нас есть наслаждение божественной жизнью.
Чем больше у нас двустороннего движения, тем лучше оно будет. Чем больше мы контактируем с апостолами, тем больше мы будем наслаждаться божественной жизнью. Однако некоторые могут сказать, что апостолов с нами больше нет. Это так, но у нас всё ещё есть писания апостолов. Когда мы приходим к писаниям апостолов, у нас может появиться ощущение, что нас приносят в общение с апостолами, и мы наслаждаемся двусторонним движением между нами и ими. Затем в этом движении мы наслаждаемся божественной жизнью вместе с ними.
Между верующими и Отцом и Его Сыном Иисусом Христом
Общение божественной жизни происходит между верующими и Отцом и Его Сыном Иисусом Христом. Иоанн говорит, что прежде всего верующие имеют общение с апостолами через божественную жизнь. Затем он говорит, что апостолы имеют общение с Отцом и Сыном. В результате мы видим, что общение соединяет верующих с апостолами и Отцом и Сыном. Следовательно, в этом общении есть полное единство божественной жизни.
Электрический ток — это хороший пример общения божественной жизни. Электричество течёт от электростанции в здание. Электрический ток соединяет электростанцию и здание. Более того, отдельные лампочки на потолке конкретной комнаты в здании соединены друг с другом течением электрического тока. Вне тока лампочки на потолке отделены друг от друга. Но благодаря потоку электричества лампочки приводятся в «общение» друг с другом, поскольку все они находятся в одном потоке электричества. Это пример того, что апостолы и верующие наслаждаются общением вместе в божественной жизни.
Общение, которое верующие имеют друг с другом
В божественной жизни верующие имеют общение друг с другом (1:7; Флп. 2:1). Подобно тому как в электрических лампочках на потолке комнаты течёт ток, так и во всех нас течёт божественный поток. В этой божественной жизни и благодаря этой божественной жизни мы все имеем общение для наслаждения божественной жизнью. Чем больше в нас течёт божественная жизнь, тем больше мы наслаждаемся божественной жизнью.
В 1:3 упомянуты только Отец и Сын, но не Дух, потому что Дух подразумевается в общении. По сути, общение вечной жизни представляет собой вкладывание Триединого Бога — Отца, Сына и Духа — в верующих в качестве их единой доли, которой они могут наслаждаться сегодня и вовеки.
Далее Иоанн говорит в 1:4: «И это мы пишем, чтобы наша радость сделалась полной». В некоторых рукописях вместо слова «наша» стоит слово «ваша». Радость апостолов — это и радость верующих, потому что верующие находятся в общении апостолов.
Общение вытекает из вечной жизни, а радость, то есть наслаждение Триединым Богом, вытекает из этого общения, из участия в любви Отца и благодати Сына через Духа. Благодаря такому духовному наслаждению божественной жизнью наша радость в Триедином Боге может сделаться полной.
Обычно мы не считаем радость чем-то большим. Но в этом Послании радость — это третья вещь большой важности, которую необходимо рассмотреть и которая идёт после божественной жизни и общения божественной жизни. Из божественной жизни вытекает общение, а из общения вытекает радость.
Являетесь ли вы радующимся христианином или печальным? Если вы печальны, возможно, это указывает на то, что вы находитесь вне общения божественной жизни. Но если вы радуетесь, полны радости, вы — в этом общении.
В Новом Завете используются три слова для описания нашей радости в божественной жизни. В дополнение к слову «радостный» используются слова «веселиться» и «ликовать». Нам следует быть не только радостными, но и веселиться и ликовать. Можно радоваться и при этом молчать. Но чтобы веселиться и ликовать, мы не должны молчать. Божье спасение делает нас радостными, и в результате мы веселимся и ликуем. Следовательно, когда мы собираемся вместе, мы должны радоваться. В Ветхом Завете, когда Божий народ собирался на праздник, все были полны радости. В Псалмах им даже велели производить радостный шум для Господа (Пс. 94:1; 97:4, 6). Религия не любит слышать радостный шум, но Бог ценит его. Ему нравится видеть нас полными радости. Поэтому апостол Иоанн говорит нам, что, если мы наслаждаемся общением божественной жизни, мы наверняка будем полными радости. Более того, когда мы будем полными радости, мы будем веселиться и ликовать. Нам всем следует быть такими весёлыми и ликующими христианами. Давайте приходить на церковные собрания с радостью, потому что мы наслаждаемся божественной жизнью в божественном общении.
В 1 Ин. 1:5 говорится: «И вот что есть весть, которую мы слышали от Него и возвещаем вам: что Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы». В дополнение к трём основным вещам, представленным в предыдущих стихах: жизни, общению и радости, — у апостолов есть ещё одна весть, которую они слышали от Господа, — они должны возвестить верующим, что Бог есть свет. Прежде всего у нас есть божественная жизнь, а затем из этого общения вытекает общение божественной жизни. Из общения вытекает радость. Когда мы находимся в этом радостном элементе общения, мы — в свете Божьем. Таким образом, последовательность такова: жизнь, общение, радость и свет.
В предыдущих стихах Отец и Сын названы непосредственно, а Дух подразумевается в общении вечной жизни. Здесь впервые в этом Послании упоминается Бог, причём Он упоминается как Триединый Бог — Отец, Сын и Дух. Этот Бог, как открывается в свете благовестия, есть свет.
Вестью, которую слышали Иоанн и другие ранние ученики, несомненно, были слова, сказанные Господом Иисусом в Ин. 8:12 и 9:5, — что Он есть свет. Однако здесь Иоанн сказал, что эта весть состоит в том, что Бог есть свет. Отсюда видно, что Господь Иисус есть Бог; это подразумевает сущность Божественной Троицы.
Такие выражения как «Бог есть свет», «Бог есть любовь» в 4:8 и 16 и «Бог есть Дух» в Ин. 4:24 употребляются не в переносном, а в утвердительном смысле. Эти выражения показывают и описывают природу Бога. По Своей природе Бог является Духом, любовью и светом. Дух — это природа Божьей личности, любовь — природа Божьей сущности, а свет — природа Божьего выражения. И любовь, и свет связаны с Богом как жизнью, то есть жизнью Духа (Рим. 8:2). В действительности, Бог, Дух и жизнь представляют собой одно целое. Бог есть Дух, а Дух есть жизнь. В этой жизни заключены любовь и свет. Божественная любовь, когда она являет себя нам, становится благодатью, а божественный свет, когда он освещает нас, становится истиной. В Евангелии Иоанна показано, что Господь Иисус принёс нам благодать и истину (Ин. 1:14, 17), чтобы мы имели божественную жизнь (Ин. 3:14-16), а в Послании Иоанна открывается, что общение божественной жизни приводит нас к самому источнику благодати и истины, то есть к божественной любви и божественному свету. Послание Иоанна является продолжением его Евангелия. В Евангелии от Иоанна Бог в Сыне приходит к нам как благодать и истина, чтобы мы стали Его детьми (Ин. 1:12-13). В Послании Иоанна мы, дети, в общении жизни Отца идём к Отцу, чтобы участвовать в Его любви и свете. В первом случае Бог выходит на внешний двор, чтобы удовлетворить наши потребности у жертвенника (Лев. 4:28-31); во втором — мы входим в Святое Святых, чтобы встретиться с Ним у Ковчега (Исх. 25:22). Здесь мы продвигаемся дальше и глубже в переживании божественной жизни. После того как мы, уверовав в Сына, получили божественную жизнь в Евангелии Иоанна, мы должны идти дальше и наслаждаться этой жизнью посредством общения этой жизни в Послании Иоанна. Всё Послание раскрывает нам только одно, а именно наслаждение божественной жизнью посредством нашего пребывания в её общении.
Бог есть Дух. Это относится к Его Личности. Бог также является любовью и светом. Любовь относится к Его сущности, а свет — к Его выражению. И Божья любовь, и свет связаны с Его жизнью. На самом деле эта жизнь есть Сам Бог. Жизнь — это также Дух.
Когда эта жизнь была явлена, она пришла с благодатью и истиной. Когда мы приняли Господа Иисуса, мы приняли жизнь, и теперь мы наслаждаемся благодатью и истиной. Эта жизнь приводит нас назад к Богу. Сначала Бог пришёл к нам, чтобы мы получили благодать и истину. Теперь мы идём назад к Отцу и соприкасаемся с Ним как с источником благодати и истины, а этим источником являются любовь и свет. Возвратившись к Отцу, мы можем наслаждаться любовью как источником благодати и светом как источником истины. Таким образом, в общении божественной жизни мы возвращаемся назад к Богу, чтобы наслаждаться любовью как источником благодати и светом как источником истины.
Это понимание любви и света приходит не из человеческих размышлений, оно приходит из божественного откровения в Слове. В этом откровении мы можем наслаждаться несколькими моментами, это подобно нескольким блюдам на пире. У нас есть Бог, Дух как природа Божьей личности, любовь как природа Божьей сущности, свет как природа Божьего выражения, божественная жизнь, благодать и истина. Когда у нас есть эти божественные вещи, мы возвращаемся назад к Богу Отцу. Когда мы возвращаемся назад к Отцу, мы встречаем Его и наслаждаемся Им как любовью, которая есть источник благодати, и светом, который есть источник истины. Как чудесно, что в общении божественной жизни мы наслаждаемся божественным светом!
Соединиться с апостолами и Триединым Богом для осуществления Божьего замысла
В общении божественной жизни мы соединяемся с апостолами и Триединым Богом для осуществления Божьего замысла. Слово Иоанна в 1:3 указывает, что необходимо отложить личные интересы и соединиться с другими для определённой общей цели. Следовательно, иметь общение с апостолами, быть в общении апостолов и иметь общение с Триединым Богом в общении апостолов — значит отложить наши личные интересы и соединиться с апостолами и Триединым Богом для осуществления Божьего замысла. Согласно трудам Иоанна, этот замысел состоит из двух частей. Во-первых, этот замысел заключается в том, чтобы верующие росли в божественной жизни, пребывая в Триедином Боге (2:12-27), и на основании божественного рождения жили жизнью божественной праведности и божественной любви (2:28—5:3), чтобы побеждать мир, смерть, грех, дьявола и идолов (5:4-21). Во-вторых, он состоит в том, чтобы были построены поместные церкви как светильники для свидетельства Иисуса (Отк. 1—3) и завершились в Новом Иерусалиме как полном выражении Бога в вечности (Отк. 21—22). Наше участие в наслаждении апостолами Триединым Богом — это наше соединение с ними и с Триединым Богом для Его божественного замысла, который разделяют Бог, апостолы и все верующие.
Когда мы будем наслаждаться Триединым Богом в божественном общении, мы окажемся в ситуации, в которой мы непроизвольно присоединимся к апостолам и Триединому Богу для общей цели. У Бога есть замысел, и апостолы исполняют Божий замысел. Наслаждаясь божественной жизнью в божественном общении, мы участвуем в этом замысле и его исполнении.
Замысел, который Бог желает осуществить через апостолов, а также через нас, во-первых, состоит в том, чтобы верующие росли в божественной жизни, пребывая в Триедином Боге. Более того, Бог хочет, чтобы верующие, на основании божественного рождения, жили жизнью божественной праведности и божественной любви, чтобы побеждать мир, смерть, дьявола и идолов. Во-вторых, Божий замысел заключается в том, чтобы поместные церкви были построены как свидетельство Иисуса и чтобы в конечном итоге это свидетельство завершилось в Новом Иерусалиме. Таким образом, Божий замысел состоит в том, чтобы каждое Его дитя росло в божественной жизни и жило жизнью праведности и любви, чтобы побеждать всё отрицательное. Тогда будут построены поместные церкви как свидетельство Иисуса, и в конечном итоге появится Новый Иерусалим как вечное выражение Триединого Бога. Это и есть Божий замысел, и это — бремя апостолов в их работе. У них общая с Богом цель. Теперь мы должны соединиться с ними в общении божественной жизни, и это наслаждение общением в божественной жизни приведёт нас в общие интересы апостолов и Бога. Наша цель, как у Триединого Бога и апостолов, будет состоять в росте верующих в жизни и в том, чтобы они жили жизнью праведности и любви, чтобы побеждать всё отрицательное, чтобы были построены поместные церкви и завершились бы в Новом Иерусалиме как окончательном выражении Триединого Бога.
Если мы действительно видим, что такое общение, мы поймём, что общение — это нечто великое. Однако многие годы мы считали, что общение — это просто наслаждение в божественной жизни. Мы не видели, что общение также включает общие интересы. Бог не снабжает нас наслаждением без цели. Бог целеустремлён, и, когда Он даёт нам наслаждение в общении Своей жизни, у Него есть замысел. Божий замысел — это кормить нас, чтобы мы росли в божественной жизни и чтобы мы, имея в качестве основания божественное рождение, жили жизнью божественной праведности и божественной любви, чтобы побеждать лукавого, мир, грех и всех идолов. Божий замысел также состоит в том, чтобы были построены поместные церкви как свидетельство Иисуса. В конце концов, это свидетельство завершится в Новом Иерусалиме как полном и вечном выражении Триединого Бога. Это цель общения божественной жизни.