Достоинства божественного рождения, позволяющие побеждать мир, смерть, грех, дьявола и идолов
(5)
Тексты Писания: 1 Ин. 5:18-21
В 5:20 Иоанн говорит: «И мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам понимание, чтобы мы знали Того, кто истинен; и мы — в Том, кто истинен, в Его Сыне Иисусе Христе. Это есть истинный Бог и вечная жизнь». Сын Божий, который пришёл к нам в воплощении и посредством смерти и воскресения, дал нам понимание, способность знать истинного Бога. Это понимание, эта способность знать, включает в себя наш озарённый разум, наш оживлённый дух и Духа действительности. Теперь у нас есть способность знать Бога. Как мы уже показали, знать Бога — значит переживать Его, наслаждаться и обладать Им.
В 5:20 Иоанн дважды говорит о «Том, кто истинен». Выражение «Тот, кто истинен» лучше перевести как «Истинный». Когда мы говорим о Боге просто как о Боге, то, возможно, мы говорим довольно объективно. Однако термин «Истинный» субъективен; он обозначает Бога, который становится субъективным для нас. В этом стихе объективный Бог становится Истинным в нашей жизни и переживании.
Что означает слово «Истинный»? Слову «Истинный» здесь соответствует греческое слово алетино́с — «подлинный», «настоящий» (это прилагательное, производное от алете́йа, что означает истина, правда, действительность — Ин. 1:14; 14:6, 17) в противоположность ложному, поддельному. Фактически Истинный — это действительность. Сын Божий дал нам понимание, чтобы мы знали эту божественную действительность, другими словами, переживали её, наслаждались и обладали ей. Следовательно, знать Истинного — значит знать действительность, переживая эту действительность, наслаждаясь и обладая ей.
В 1 Ин. 5:20 показано, что Бог стал нашей действительностью в нашем переживании. Сын Божий пришёл посредством воплощения и посредством смерти и воскресения и дал нам понимание, чтобы мы переживали действительность, то есть Самого Бога, наслаждались и обладали ей. Бог, который когда-то был объективным для нас, теперь стал нашей субъективной действительностью.
В 5:20 Иоанн говорит, что мы в Истинном. Мы не только знаем истинного Бога — мы также находимся в Нём. У нас не только есть знание о Нём; мы находимся в органическом союзе с Ним. Мы — одно с Ним органически.
Говоря о том, что мы — в Истинном, Иоанн касается очень важного положения. Мы не только знаем Истинного, мы не только переживаем Его, наслаждаемся и обладаем Им как действительностью, мы находимся в этой действительности. Мы находимся в Истинном.
В истинном, в Его Сыне Иисусе Христе
В 5:20 Иоанн говорит: «Мы — в Том, кто истинен, в Его Сыне Иисусе Христе». Быть в истинном Боге — значит быть в Его Сыне Иисусе Христе. Поскольку Иисус Христос, будучи Сыном Божьим, является воплощением Самого Бога (Кол. 2:9), то быть в Нём — значит быть в истинном Боге. Из этого видно, что Иисус Христос, Сын Божий, и есть истинный Бог.
Давайте подробнее рассмотрим следующие слова Иоанна: «Мы — в Том, кто истинен, в Его Сыне Иисусе Христе». Поскольку в греческом тексте отсутствуют знаки препинания, переводчики расходятся во мнениях относительно значения этого предложения. Возникает вопрос, чем является фраза «в Его Сыне Иисусе Христе»: приложением по отношению к фразе «в Том, кто истинен» или обстоятельством?
Некоторые толкователи утверждают, что эта фраза используется в качестве приложения, другие — что она выполняет роль обстоятельства. Если эта фраза используется в качестве приложения к фразе «в Том, кто истинен», смысл сказанного таков: быть в Том, кто истинен, — значит быть в Его Сыне Иисусе Христе. Если фраза «в Его Сыне Иисусе Христе» является обстоятельством, тогда эта фраза указывает на то, что мы находимся в Истинном благодаря пребыванию в Его Сыне Иисусе Христе.
С точки зрения грамматики, возможно, предпочтительнее было бы сказать, что фраза «в Его Сыне Иисусе Христе» является не приложением к предыдущей фразе, а обстоятельством, показывающим, каким образом мы находимся в Истинном. В этом случае смысл таков: мы — в Истинном, потому что мы — в Его Сыне Иисусе Христе. Другими словами, мы — в Истинном благодаря пребыванию в Иисусе Христе. Нам необходимо рассмотреть этот вопрос, потому что это жизненно важно для нашего духовного переживания.
После многих исследований я пришёл к заключению, что, как бы мы ни понимали функцию фразы «в Его Сыне Иисусе Христе», результат будет тем же. Является эта фраза приложением по отношению к предыдущей или обстоятельством, результат будет одинаковым. Если последующая фраза является для предыдущей приложением, то смысл здесь таков: быть в Истинном — значит быть в Его Сыне Иисусе Христе. Это означает также, что Истинный и Иисус Христос — едины в смысле взаимоприсутствия. Следовательно, быть в Сыне — значит естественно быть в Истинном. Если фраза «в Его Сыне Иисусе Христе» представляет собой обстоятельство, тогда смысл сказанного состоит в том, что мы — в Истинном благодаря тому, что мы — в Его Сыне Иисусе Христе. Каким образом мы — в Истинном? Мы в Нём благодаря тому, что мы — в Его Сыне Иисусе Христе.
Если мы внимательно рассмотрим этот вопрос, то увидим, что, как бы мы ни понимали эти фразы, в обоих случаях смысл фактически один и тот же. Говорим ли мы, что быть в Истинном — значит быть в Его Сыне Иисусе Христе или что мы в Истинном благодаря тому, что мы в Иисусе Христе, — результат будет один и тот же.
Давайте теперь рассмотрим последнюю часть стиха 20: «Это есть истинный Бог и вечная жизнь». Местоимение «это» относится к Богу, который пришёл посредством воплощения и дал нам способность знать Его как подлинного Бога и быть органически едиными с Ним в Его Сыне Иисусе Христе. Для нас всё это есть подлинный и настоящий Бог и вечная жизнь. Этот подлинный и настоящий Бог является для нас вечной жизнью, чтобы мы причащались Его как всего для нашего возрождённого существа.
Нам необходимо обратить особое внимание на местоимение «это». В 5:20 Иоанн не говорит «Он есть»; он говорит «Это есть». Таков правильный перевод данной греческой фразы. Кроме того, Иоанн использует слово «это» по отношению и к истинному Богу, и к вечной жизни. Исходя из этого мы видим, что истинный Бог и вечная жизнь — это одно.
Мы увидели, что мы — в Истинном и в Его Сыне Иисусе Христе. С точки зрения доктрины Истинного и Его Сына Иисуса Христа можно считать двумя. Но, когда мы в Истинном и в Иисусе Христе в переживании, Они — одно. Именно поэтому Иоанн использует слово «это» по отношению к Истинному и к Его Сыну Иисусу Христу.
Для того, кто не находится в Истинном и в Иисусе Христе, Их двое. Но, когда мы в Них в переживании, Они одно. Мы увидели, что быть в Истинном — значит быть в Его Сыне Иисусе Христе. Это означает, что, когда мы в переживании находимся в Них, Они — одно.
Более того, когда мы находимся в Истинном и в Иисусе Христе, Они являются нашим истинным Богом, а также нашей вечной жизнью. Сперва Иоанн говорит об Истинном и о Его Сыне Иисусе Христе, а затем — об истинном Боге. Здесь, возможно, есть некоторое различие между Истинным и истинным Богом. Когда мы — в Истинном и в Его Сыне Иисусе Христе, Истинный назван истинным Богом, а Его Сын Иисус Христос — вечной жизнью. Это значит, что сначала Они являются Истинным и Его Сыном Иисусом Христом, но, когда мы — в Них, Они становятся истинным Богом и вечной жизнью.
Нам необходимо ясно понимать, к чему относится слово «это» в 5:20. Слово «это» относится к самому Богу, которого мы теперь можем переживать, находясь в Нём. Мы больше не за пределами этого Бога. Мы находимся в этом Боге, и мы — в Истинном, в Его Сыне Иисусе Христе. Поскольку мы в Них, Бог и Иисус Христос больше не являются для нас объективными, и в нашем переживании Они перестали быть двумя. Когда мы в Них, Они становятся для нас одним. Поэтому Иоанн говорит, что «это» есть истинный Бог и что «это» есть вечная жизнь. Кто является «этим»? «Это» есть сам Бог и сам Иисус Христос, в котором мы находимся. Мы можем также сказать, что «это» включает в себя условие нашего пребывания в Боге и в Иисусе Христе. Следовательно, истинный Бог и вечная жизнь включают в себя наше пребывание в Истинном и Его Сыне Иисусе Христе.
Мы — в Истинном и в Иисусе Христе. Теперь в нашем переживании этот Истинный становится истинным Богом, а Иисус Христос становится вечной жизнью. Где мы сейчас находимся? За пределами истинного Бога и за пределами вечной жизни? Нет, мы — в истинном Боге и в вечной жизни. Слово «это» включает в себя тот факт, что мы находимся в истинном Боге и в вечной жизни. Аллилуйя, это есть истинный Бог и вечная жизнь, и мы находимся в этом Боге и в этой жизни! Мы знаем, что мы — в истинном Боге и в вечной жизни потому, что мы находимся в Истинном и в Его Сыне Иисусе Христе.
В стихе 20 говорится, что Сын Божий пришёл и дал нам понимание, чтобы мы знали Истинного, и мы — в Истинном, а это означает, что мы — в Его Сыне Иисусе Христе. Когда мы в Истинном и в Иисусе Христе, это, включая тот факт, что мы в Них, и есть истинный Бог.
Если мы не в Боге, то мы не можем исходя из переживания сказать, что Он истинен для нас. Конечно, Он по-прежнему будет истинным в Себе Самом, однако мы не сможем засвидетельствовать, что Он истинен в нас. Но, поскольку мы в Истинном, для нас Он — истинный Бог. Кроме того, Христос — вечная жизнь для нас. Если бы мы не были в Нём, Христос всё равно был бы вечной жизнью в Себе Самом, однако Он не был бы вечной жизнью для нас. Поскольку сейчас мы в Нём, для нас Иисус Христос является вечной жизнью.
Стих 20 со всей убедительностью показывает, что сейчас мы переживаем истинного Бога и мы переживаем Его, находясь в Нём. Мы переживаем Его, наслаждаемся и обладаем Им, находясь в Нём. Для нас это и есть истинный Бог и вечная жизнь.
В стихе 20 содержится важнейшее заключение ко всему Первому посланию Иоанна. В этом Послании раскрывается, что мы теперь по-настоящему едины с Триединым Богом, и Он становится для нас истинным, действительным. Он становится для нас действительностью и жизнью, потому что мы в Нём.
Далее, в стихе 21, Иоанн переходит к заключению: «Дети малые, берегите себя от идолов». Слово «беречь» означает «охранять себя от нападок извне», таких как натиск ересей. Под словом «идолы» имеются в виду привнесённые гностиками и керинфианами еретические суррогаты истинного Бога, который раскрывается в этом Послании и в Евангелии Иоанна и о котором говорится в предыдущем стихе. Кроме того, под идолами здесь понимается всё, что заменяет настоящего Бога. Как подлинные дети подлинного Бога, мы должны быть настороже и беречь себя от этих еретических суррогатов и от всяких суетных заменителей нашего подлинного и настоящего Бога, с которым мы органически едины и который является для нас вечной жизнью. Здесь престарелый апостол в заключение своего Послания говорит всем своим малым детям слово предостережения.
Согласно пониманию Иоанна, идолом является всё, что заменяет собой, то есть служит суррогатом, субъективного Бога, Бога, которого мы переживали и которого мы всё ещё переживаем. Благодаря этому свету мы способны понять 5:18-21 с практической точки зрения.
До того как мы были спасены, мы находились вне Бога. Бог был истинным в Себе Самом, но мы не могли сказать на основании своего переживания, что Он истинен для нас. Но, после того как мы уверовали в Господа Иисуса, мы вошли в Бога. Поэтому в 5:20 сказано не только, что мы знаем Истинного, но и то, что мы находимся в Истинном. Мы увидели, что быть в Истинном — значит, что мы в Его Сыне Иисусе Христе. Поскольку мы в Боге, теперь Он становится для нас истинным на уровне переживания. Точно так же, поскольку мы — в Иисусе Христе, Он становится истинным для нас на уровне переживания. Благодаря нашему переживанию Бога и Христа, посредством пребывания в Боге и в Христе мы можем сказать, что это истинный Бог и вечная жизнь.
Слово «это» в 5:20 подразумевает, что Бог, Иисус Христос и вечная жизнь — одно. С точки зрения доктрины между Богом, Христом и вечной жизнью может существовать различие, но в нашем переживании они — одно. Когда мы в Боге и в Иисусе Христе и когда мы переживаем вечную жизнь, мы обнаруживаем, что все они — одно. Поэтому Иоанн в завершение стиха 20 говорит: «Это есть истинный Бог и вечная жизнь». Это предложение является не просто заключением к стиху 20; фактически это заключение ко всей книге. Это Послание раскрывает истинного Бога и вечную жизнь.
Последние слова Иоанна в 5:21 представляют собой повеление беречь себя от идолов. Идол — это всё, что является суррогатом или заменой истинного Бога и вечной жизни. Нам нужно жить, ходить и существовать в этом Боге и в этой жизни. Если мы не будем жить в истинном Боге и в вечной жизни, у нас появится суррогат истинного Бога и этот суррогат станет идолом.
Основной и определяющий элемент «латающего» служения апостола
Центром откровения в этом Послании является божественное общение божественной жизни — общение между детьми Божьими и их Отцом Богом, который есть не только источник божественной жизни, но также свет и любовь как источник наслаждения божественной жизнью (1 Ин. 1:1-7). Чтобы наслаждаться божественной жизнью, нам нужно пребывать в её общении согласно божественному помазанию (1 Ин. 2:12-28; 3:24) на основании божественного рождения с помощью божественного семени для развития божественного рождения (1 Ин. 2:29; 3:1-10). Это божественное рождение было осуществлено тремя средствами: водой, которая кладёт конец человеку, кровью, которая искупает его, и Духом, который порождает его (1 Ин. 5:1-13). При помощи них мы были рождены от Бога и стали Его детьми, обладающими Его божественной жизнью и причащающимися Его божественной природы (1 Ин. 2:29; 3:1). Теперь Он обитает в нас посредством Своего Духа (1 Ин. 3:24; 4:4, 13) и благодаря этому является нашей жизнью и нашим жизненным снабжением, чтобы мы, вырастая за счёт Его божественного элемента, достигли Его подобия при Его явлении (3:1-2).
Пребывать в божественном общении божественной жизни, то есть пребывать в Господе (1 Ин. 2:6; 3:6), — значит наслаждаться всем Его божественным богатством. Путём такого пребывания мы ходим в божественном свете (1 Ин. 1:5-7) и делаем истину, праведность, любовь, волю Божью и заповеди Божьи (1 Ин. 1:6; 5, 2:17, 2:29; 3:10-11; 5:2) благодаря божественной жизни, которую мы получили посредством божественного рождения (1 Ин. 2:29; 4:7).
Чтобы сохранить себя в этом пребывании в божественном общении, нужно решить проблему трёх главных отрицательных вещей. Первая — это грех, который является беззаконием и неправедностью (1 Ин. 1:7-10; 2:1-6; 3:4-10; 5:16-18). Вторая — мир, состоящий из вожделения плоти, вожделения глаз и тщеславия этой жизни (1 Ин. 2:15-17; 4:3-5; 5:4-5, 19). Последняя — это идолы, то есть еретические суррогаты подлинного Бога и суетные заменители настоящего Бога (1 Ин. 5:21). Эти три категории чрезвычайно злых вещей являются оружием, которое лукавый, дьявол, использует, чтобы помешать нашему пребыванию в божественном общении, повредить ему и, если возможно, даже свести его на нет. От его злых дел нас защищает наше божественное рождение с помощью божественной жизни (1 Ин. 5:18); и на основании того факта, что посредством Своей смерти на кресте Сын Божий уничтожил дела дьявола (1 Ин. 3:8), мы побеждаем его пребывающим в нас словом Божьим (1 Ин. 2:14). Благодаря своему божественному рождению мы также побеждаем его злой мир своей верой в Сына Божьего (1 Ин. 5:4-5). Более того, наше божественное рождение с помощью посеянного в наше внутреннее существо божественного семени делает нас способными не жить в грехе привычно (1 Ин. 3:9; 5:18), потому что Христос унёс грехи посредством Своей смерти в плоти (1 Ин. 3:5). Если мы в отдельных случаях грешим, то у нас есть наш Защитник как наша умилостивительная жертва, который заботится о нашем деле перед нашим Отцом Богом (1 Ин. 2:1-2), и вечно действенная кровь Сына очищает нас (1 Ин. 1:7). Такое откровение представляет собой основной и определяющий элемент «латающего» служения апостола.