Достоинства божественного рождения, позволяющие побеждать мир, смерть, грех, дьявола и идолов
(4)
Тексты Писания: 1 Ин. 5:18-21
Прежде чем мы рассмотрим 5:18-21, я бы хотел сказать ещё несколько слов о прошении, дающем жизнь, о котором идёт речь в 1 Ин. 5:14-17. В 5:14-17 есть указание на то, что мы не только имеем вечную жизнь и наслаждаемся ей, но и можем преподносить эту жизнь другим. Это означает, что мы можем давать вечную жизнь другим. Мысль Иоанна здесь очень глубока. Хотя суть этого вопроса глубока, всё, о чём здесь говорится, очень практично в нашей христианской жизни. Если мы наслаждаемся вечной жизнью и переживаем её, то мы, несомненно, будем способны передавать эту жизнь другим. Мы сможем преподносить вечную жизнь другим членам Тела.
В 5:16 Иоанн говорит, что есть грех к смерти и что в отношении него нам не следует просить. Мы показали, что, когда применяются Божьи правительственные меры, какой-то грех может оказаться грехом к смерти. Но тема греха к смерти не должна отвлекать нас от основной мысли этих стихов: преподносить другим вечную жизнь. В этом отрывке подразумевается, что мы можем передавать вечную жизнь, содержащуюся внутри нас, в других. Не нужно пытаться узнать, будет ли исцелён тот или иной человек или к смерти ли данный грех. Вместо этого вам просто следует признать, что все святые вокруг вас, будучи членами Тела, нуждаются в том, чтобы вечная жизнь, которая находится внутри вас, переливалась бы в них.
Нам нужно преподносить жизнь другим. Мы можем преподносить жизнь святым, молясь вместе с ними или общаясь с ними. Иногда мы можем преподнести жизнь какому-либо брату, просто навестив его и не говоря при этом слишком много. То, что мы встретились с ним, преподнесёт ему жизнь. Если только мы находимся рядом с этим братом, из нашего существа проистекает жизнь и вливается в него. Из 5:14-17 нам нужно увидеть, что у нас есть вечная жизнь и что мы можем переживать эту жизнь и наслаждаться ею, а затем преподносить её другим.
Стихи 5:18-21 являются весомым заключением к Первому посланию Иоанна. В этом заключении Иоанн снова подчёркивает божественное рождение (ст. 18). Как мы уже отмечали, в структуру этой книги входят божественное рождение, божественная жизнь, божественное общение, божественное помазание и все добродетели, вытекающие из божественного рождения. Я надеюсь, что у всех у нас останется глубокое впечатление о божественном рождении, о том факте, что мы рождены от Бога. Нам также необходимо глубоко осознать, что такое божественная жизнь, которая посеяна в наше существо как божественное семя; божественное общение, благодаря которому мы можем наслаждаться богатством божественной жизни; божественное помазание, посредством которого мы пребываем в Господе и имеем общение с Ним, и все достоинства, которые проистекают из божественного рождения. В отношении этих понятий нам недостаточно одного лишь знания; нам необходимо коснуться глубинной действительности всех этих вещей, раскрытых в данном Послании.
В 5:18 Иоанн говорит: «Мы знаем, что всякий, рождённый от Бога, не грешит; напротив, тот, кто рождён от Бога, хранит себя, и лукавый не прикасается к нему». Чтобы мы избегали грешить, что не только прерывает общение божественной жизни (1:6-10), но может даже повлечь за собой физическую смерть (5:16-17), апостол снова подчеркнул здесь — при помощи уверенности в способностях божественной жизни — наше божественное рождение, которое является основой победоносной жизни. Основополагающий факт нашего божественного рождения не позволяет нам, возрождённым людям, делать грех (3:9), то есть жить в грехе (Рим. 6:2).
Возрождённый человек хранит себя от совершения греха
В 5:18 Иоанн говорит нам нечто такое, что тесно связано с нашей христианской жизнью. Он говорит, что всякий, рождённый от Бога, не грешит. Далее он говорит, что тот, кто рождён от Бога, хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Здесь мы видим мысль, которая не появлялась ранее — мысль о том, что возрождённые люди могут хранить себя от совершения греха.
Некоторые учителя утверждают, основываясь на Ин. 17:15, что «тот» относится здесь к Христу, который был рождён от Бога и хранит того, кто возрождён. Однако слова «рождён от Бога» в этом предложении, повторяющие слова из предыдущего предложения, заставляют сделать вывод, что местоимение «тот», если следовать логике, по-прежнему относится к возрождённому верующему. Возрождённый верующий (особенно его возрождённый дух, рождённый от Духа Божьего — Ин. 3:6) хранит себя, не позволяя себе жить в грехе, и лукавый не прикасается к нему, особенно к его возрождённому духу. Такая защита основывается, прежде всего, на его божественном рождении с помощью божественной жизни в его духе.
Такое понимание местоимения «тот» в 5:18 подтверждается словами Иоанна в 5:4: «Ибо всё, рождённое от Бога, побеждает мир». Строго говоря, этот стих указывает на наш возрождённый дух. Именно наш возрождённый дух хранит нас от совершения греха.
Как мы уже указывали, некоторые переводчики утверждают, что слово «тот» в 5:18 относится к Господу Иисусу и должно писаться «Тот». Согласно этой точке зрения, Христос был рождён от Бога и именно Он хранит нас. Но в результате многих исследований и на основе нашего опыта мы пришли к выводу, что под местоимением «тот» понимается человек, рождённый от Бога. На это указывает тот факт, что фраза «рождённый от Бога» используется в этом стихе дважды. Сначала там говорится, что всякий, рождённый от Бога, не грешит, а затем — что тот, кто рождён от Бога, хранит себя. Было бы нелогично утверждать, что в первом случае «рождённый от Бога» относится к возрождённому верующему, а во втором — к Христу. В 5:18 местоимение «тот» указывает на возрождённого человека, человека, который рождён от Бога и который таким образом хранит себя от совершения греха. Слово «хранит» означает «бережёт себя, внимательно следя за собой».
В 5:18 Иоанн говорит, что лукавый не прикасается к тому, кто рождён от Бога и кто хранит себя. Слово «прикасаться» здесь означает хватать, чтобы причинить вред и исполнить свои злые умыслы. Слову «лукавый» соответствует греческое слово это понеро́с. Это слово отличается от слова како́с, которое обозначает свойство того, что негодно и порочно по своей сути, а также от слова сапро́с, которое указывает на негодность и испорченность, на утрату первоначальных достоинств. Греческим словом понерос обозначается кто-либо вредоносный, губительно злой, кто влияет на других, делая их злыми и порочными. Этой злой личностью, этим лукавым, является Сатана, дьявол, в котором лежит весь мир (ст. 19).
По крайней мере, в одном английском переводе вместо фразы: «Лукавый не прикасается к нему» сказано: «Лукавый не может прикоснуться к нему». Сказать, что лукавый не может прикоснуться к вам, — это совсем не то, что сказать, что лукавый не прикасается к вам. Правильный перевод звучит так: «Лукавый не прикасается к нему». Это не значит, что лукавый не может прикоснуться к нам. Иоанн здесь говорит, что, если только мы пребываем в нашем возрождённом духе, этот дух будет хранить нас от совершения греха, и лукавый не прикоснётся к нам. Он знает, что, если он попытается прикоснуться к нам, когда мы пребываем в своём возрождённом духе, он напрасно потратит своё время. Поэтому смысл здесь не в том, что лукавый не может прикоснуться к нам, а в том, что он не прикасается к нам, когда мы в духе.
Из опыта мы знаем, что когда мы находимся в плоти и забываем о своём возрождённом духе, то для лукавого мы становимся добычей, «лакомой пищей», которую он с удовольствием съест. В такой момент лукавый может сказать: «О, здесь есть что-то вкусное для меня!» Лукавый не только прикоснётся к нам — он проглотит нас. Но когда мы находимся в нашем возрождённом духе, он не тратит на нас время.
Мысль в 5:18 заключается в том, что мы рождены от Бога и имеем божественную жизнь. Это божественное рождение произошло в нашем возрождённом духе, и теперь в нашем возрождённом духе находится божественная жизнь. Поэтому нам нужно просто оставаться в своём возрождённом духе. Возрождение с его божественным рождением и божественной жизнью хранит нас от греха, падения и осквернения. Когда мы пребываем в своём возрождённом духе, Сатана знает, что он не может прикоснуться к нам, и он не будет пытаться этого делать.
Если мы рассмотрим всё Послание в целом, то поймём, что апостол Иоанн пытается донести до нас тот факт, что мы рождены от Бога. У нас было божественное рождение, и мы обладаем божественной жизнью. Особая часть нашего существа — наш дух — возрождена с помощью божественной жизни. Теперь у нас есть защита — наш возрождённый дух с божественной жизнью. Если только мы пребываем в своём возрождённом духе, мы в убежище, в безопасном и надёжном месте, и лукавый не прикасается к нам.
В 5:19 Иоанн продолжает: «Мы знаем, что мы — от Бога, а весь мир лежит в лукавом». Греческое слово, переведённое здесь как «от», буквально значит «из». Поскольку мы рождены от Бога, мы — из Него и поэтому обладаем Его жизнью и причащаемся Его природы. Это отделяет нас для Бога от сатанинского мира, который лежит в лукавом.
В 5:19 Иоанн говорит, что весь мир лежит в лукавом. «Весь мир» включает в себя сатанинскую систему мира (2:15) и людей из этого мира, падший человеческий род (4:1). Фраза «весь мир лежит в лукавом» означает, что мир пассивно остаётся в сфере влияния лукавого, который захватил его и манипулирует им. В то время как верующие активно живут и движутся благодаря Божьей жизни, весь мир пассивно лежит в захватывающих и манипулирующих руках Сатаны, лукавого. Это прежде всего относится к людям мира. В то время как мы — из Бога, принадлежим Богу и едины с Богом, мир лежит в лукавом и принадлежит дьяволу. У людей в мире нет никакой свободы. Дьявол контролирует их и манипулирует ими.
В качестве иллюстрации того, как весь мир лежит в лукавом, можно использовать хирургическую операцию. Во время операции пациент пассивно лежит на операционном столе, а хирург оперирует его. Пациент полностью находится под контролем хирурга. Весь мир сегодня находится в таком же положении по отношению к Сатане. Сатана — это злой «хирург», а люди мира — «пациенты», лежащие у него на операционном столе. Слава Господу, что мы — от Бога и имеем с Ним взаимоотношения в жизни!
Сын Божий пришёл и дал нам понимание
Далее, в стихе 20, Иоанн говорит: «И мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам понимание, чтобы мы знали Того, кто истинен; и мы — в Том, кто истинен, в Его Сыне Иисусе Христе. Это есть истинный Бог и вечная жизнь». Слово «пришёл» здесь показывает, что Сын Божий пришёл посредством воплощения и при этом принёс нам Бога как благодать и действительность (Ин. 1:14), чтобы мы имели божественную жизнь, как показано в Евангелии Иоанна, и благодаря этому причащались Бога как любви и света, как раскрывается в этом Послании.
В 5:20 Иоанн говорит, что Сын Божий дал нам понимание, чтобы мы знали Того, кто истинен, или знали Истинного. Данное понимание — это способность нашего разума, которому Дух действительности (Ин. 16:12-15) даёт свет и силу, чтобы постигать божественную действительность в нашем возрождённом духе. Под словом «знали» в этом стихе имеется в виду способность, которой обладает божественная жизнь, — способность узнавать истинного Бога (Ин. 17:3) в нашем возрождённом духе (Эф. 1:17) посредством нашего обновлённого разума, получающего свет от Духа действительности.
Понимание, о котором идёт речь в стихе 20, включает в себя наш разум, наш дух и Духа действительности. С точки зрения нашего природного существа, наш дух умерщвлён, а наш разум — помрачён. Поэтому в нашем природном существе у нас нет способности знать Бога. Как может человек с омертвелым духом и помрачённым разумом узнать невидимого Бога? Это невозможно.
Господь Иисус, Сын Божий, пришёл и дал нам понимание, чтобы мы знали подлинного и настоящего Бога. Он пришёл к нам посредством нескольких шагов: воплощения, распятия и воскресения. Он совершил для нас искупление, и когда мы покаялись и поверили в Него, мы приняли Его. Теперь, когда мы поверили в Него и приняли Его, наши грехи прощены, наш помрачённый разум озарён, а наш омертвелый дух оживлён. Кроме того, в наше существо вошёл Дух действительности, то есть Дух откровения. Это значит, что этот Дух действительности был добавлен к нашему оживлённому духу и воссиял в нашем разуме, чтобы озарить его. Теперь мы обладаем озарённым разумом и оживлённым духом с Духом действительности, который открывает нам духовную действительность. В результате у нас, конечно же, есть понимание и мы можем узнать Истинного. До того как мы были спасены, у нас не было этого понимания. Но Сын Божий пришёл к нам и дал нам это понимание, чтобы мы знали Бога.
В Ин. 17:2-3 мы видим, что у вечной жизни есть способность знать Бога: «Как и дал Ты Ему власть над всей плотью, чтобы всем, кого Ты дал Ему, Он дал вечную жизнь. И это — жизнь вечная, чтобы знали Тебя, единого истинного Бога, и Того, кого Ты послал, Иисуса Христа». Вечная жизнь — это божественная жизнь, которая обладает особой функцией — знать Бога. Чтобы узнать Бога, божественную Личность, нам необходима божественная жизнь.
Поскольку, будучи верующими, мы родились от божественной жизни, мы способны знать Бога. Чтобы узнать какое-то живое существо, необходимо иметь жизнь этого существа. Например, собака не может знать человека, потому что у собаки нет человеческой жизни. Чтобы узнать человека, необходима человеческая жизнь. Тот же принцип можно применить и к знанию Бога. Господь дал нам вечную жизнь, божественную жизнь, жизнь Бога. Жизнь Божья, конечно, способна знать Бога. Следовательно, жизнь Божья, которая дана нам, имеет способность знать Бога и то, что относится к Богу.
В 5:20 Иоанн говорит о знании Того, кто истинен. Слово «знать» здесь на самом деле означает «переживать», «наслаждаться» и «обладать». Поэтому знать Того, кто истинен, — значит переживать Того, кто истинен, наслаждаться и обладать Им. Во вселенной только Сам Бог является Истинным. Чтобы переживать Бога, наслаждаться и обладать Им, нам необходима Его жизнь.
В этом Послании ясно раскрывается, что мы получили божественную жизнь, поскольку мы родились от Бога. Как ребёнок может знать своего отца, потому что у него есть жизнь отца, так и мы можем знать Бога, потому что у нас есть Божья жизнь. Поскольку мы имеем божественную жизнь, у нас есть способность знать Бога. Поскольку у нас есть жизнь Божья, мы способны переживать Бога, наслаждаться Богом и обладать Богом.
Сын Божий пришёл через воплощение и через смерть и воскресение и дал нам понимание, способность знать истинного Бога. Это понимание включает в себя наш озарённый разум, наш оживлённый дух и Святого Духа, приносящего откровение. Поскольку наш разум озарён, наш дух оживлён и Дух действительности обитает в нас, у нас есть способность знать Бога, способность переживать Того, кто истинен, наслаждаться и обладать Им.