Достоинства божественного рождения, позволяющие побеждать мир, смерть, грех, дьявола и идолов
(2)
Тексты Писания: 1 Ин. 5:14-17
В этом сообщении мы рассмотрим 5:14-17.
В стихе 14 сказано: «И вот что есть смелость, которую мы имеем по отношению к Нему: что если мы просим чего-нибудь согласно Его воле, то Он слышит нас». Слово «и», стоящее в начале этого стиха, имеет большое значение. Не будь этого слова, мы могли бы подумать, что 5:14-17 представляет собой совершенно отдельный отрывок, не имеющий ничего общего с предыдущим разделом. Мы могли бы также подумать, что сказанное автором в стихе 14 появляется неожиданно. Однако на самом деле, согласно духовным фактам, то, о чём говорит Иоанн в стихе 14, не является неожиданным. Это следствие, естественно вытекающее из предыдущих стихов.
В 1 Ин. 5:4-13 показано, что мы получили вечную жизнь, о чём говорилось в 1:1-2. Затем, в стихах с 14 по 17, раскрывается, как мы молимся в общении вечной жизни, о котором было сказано в 1:3-7. В первых семи стихах первой главы говорится о том, что мы получили вечную жизнь и что из этой вечной жизни проистекает наше общение с апостолами, а также с Отцом и Сыном. Тот же самый принцип виден и в 5:4-17. В 5:4-13 говорится о том, что мы получили вечную жизнь, а в 5:14-17 — о том, что мы находимся в общении этой жизни. Конечно, здесь нет слова «общение». В этих стихах речь идёт о молитве. Когда мы молимся посредством божественной жизни, мы находимся в общении божественной жизни. Поэтому на самом деле эти стихи указывают на божественное общение.
Слово «и», с которого начинается стих 14, связывает жизнь в 5:4-13 с общением в 5:14-17. В предыдущем разделе говорилось, что мы получили вечную жизнь и что у нас есть написанное слово, заверяющее это. Теперь Иоанн использует то, что он написал в 5:4-13, в качестве основы, чтобы показать нам, что эта вечная жизнь может победить смерть. Мы получили вечную жизнь, и эта жизнь имеет внутри нас свидетельство, подтверждение и залог. Теперь Иоанн хочет показать, что вечная жизнь побеждает смерть.
Возможно, вы считали отрывок 5:14-17 стихами о нашей молитве и ответе Бога на нашу молитву. На самом деле намерение Иоанна в этих стихах состоит в том, чтобы показать нам, что вечная жизнь внутри нас может победить смерть как в нас, так и в других членах церкви. Вечная жизнь поглощает смерть внутри нас и смерть внутри других членов.
В церковной жизни мы не живём поодиночке. Поскольку церковь — это Тело, мы живём вместе с другими членами Тела. Поскольку мы в Теле, мы являемся членами вместе с другими членами. Вечная жизнь заботится не только о наших собственных нуждах; она заботится также о нуждах других членов вокруг нас. Она побеждает смерть внутри нас, и она побеждает смерть внутри наших братьев. В особенности она побеждает смерть в тех, кто слаб, или в тех, у кого есть проблемы.
Слабость связана со смертью, и проблемы происходят от смерти. Если в церковной жизни есть проблемы, это показатель того, что среди членов церкви есть смерть. Поэтому нам нужна вечная жизнь, которая бы победила, поглотила, эту смерть. Если вы сильнее, а другой член слабее, тогда вы можете снабдить более слабого жизнью, находящейся внутри вас, чтобы поглотить смерть внутри него.
Теперь мы можем понять, почему стих 14 начинается со слова «и». Давайте ещё раз прочитаем стихи 13 и 14А: «Я написал вам это, чтобы вы знали, что вы имеете вечную жизнь, — тем, кто верит в имя Сына Божьего. И вот что есть смелость, которую мы имеем по отношению к Нему». На первый взгляд, начало стиха 14 стоит не на месте и не звучит логично. Но если мы коснёмся бремени в духе автора, то увидим, что его намерением было показать нам не только то, что у нас есть вечная жизнь, но и то, что эта вечная жизнь внутри нас побеждает смерть и поглощает её.
В стихе 14 Иоанн говорит: «И вот что есть смелость, которую мы имеем по отношению к Нему: что если мы просим чего-нибудь согласно Его воле, то Он слышит нас». Под словом «смелость» имеется в виду смелость, которую мы имеем для своей молитвы в общении с Богом. На основании того факта, что мы, уверовав в Сына Божьего, посредством божественного рождения получили вечную жизнь, мы можем молиться — молиться в общении вечной жизни, соприкасаясь с Богом со смелостью совести без преткновений (Деян. 24:16), согласно Его воле, будучи уверены, что Он услышит нас.
В этом стихе говорится о том, чтобы просить согласно Божьей воле, а не согласно нашему желанию, предпочтению или пути. Но как нам узнать, согласуется ли то, что мы просим, с Его волей? Человек, который просит согласно воле Божьей, — это тот, кто возрождён, кто обладает божественной жизнью и кто находится в общении божественной жизни. Как мы увидели в третьей главе, у такого человека будет совесть без преткновений. Это означает, что его сердце не осуждает его, поскольку, пока он находится в общении божественной жизни, он имеет совесть без преткновений. Если только мы пребываем в общении божественной жизни, в нашей совести не будет преткновений. Тогда мы сможем молиться, просить согласно Божьей воле. Из этого мы видим, что человек, который молится в общении божественной жизни, действительно един с Господом. Именно так мы узнаём Божью волю: будучи едины с Ним, пребывая в Нём и оставаясь в общении божественной жизни.
Молитва, которая согласуется с Божьей волей, показывает, что молящийся пребывает в общении божественной жизни, а также в Самом Господе. Такой верующий един с Господом. Это даёт ему возможность иметь смелость по отношению к Богу. Когда мы находимся в общении божественной жизни и в нашей совести нет преткновений, тогда мы имеем мир с Богом, а также у нас есть смелость молиться не согласно нашим чувствам, а согласно Его воле. Поскольку мы молимся согласно Его воле, Он слышит нас.
В 5:15 Иоанн продолжает: «А если мы знаем, что Он слышит нас во всём, чего бы мы ни просили, то знаем, что имеем всё то просимое, что попросили у Него». Это знание основано на том факте, что после получения божественной жизни мы пребываем в Господе и едины с Ним, когда молимся Богу в Его имени (Ин. 15:7, 16; 16:23-24). На основании того факта, что благодаря божественному рождению мы получили божественную жизнь, мы можем пребывать в Господе и быть едиными с Ним в нашей молитве. Поскольку мы едины с Господом в молитве, мы молимся в Его имени. Исходя из этого мы знаем, что Он слышит нас, о чём бы мы ни просили. Наше прошение происходит не в самих себе согласно нашему разуму, а в Господе согласно Божьей воле. Поэтому мы знаем, что имеем всё то просимое, что попросили у Него.
В стихе 16 Иоанн подходит к главной мысли этого раздела: «Если кто-нибудь увидит, что его брат грешит грехом не к смерти, пусть попросит, и он даст ему жизнь — тем, кто грешит не к смерти. Есть грех к смерти; я не говорю, чтобы он просил о том». Греческое слово, переведённое в этом стихе как «к», буквально означает «по направлению к». Иоанн здесь говорит, что если кто-нибудь увидит своего брата, кого-либо близкого ему в Господе, согрешающим грехом не к смерти, то ему следует просить об этом человеке. Слово «просить» здесь, очевидно, указывает на молитву, которую мы совершаем, пребывая в общении с Богом.
Слова «пусть попросит», без всякого сомнения, относятся к тому, кто видит, что его брат грешит грехом не к смерти. Но тогда к кому относятся слова «он даст ему жизнь»? Существует проблема с истолкованием слова «он» в этом стихе. В некоторых переводах местоимение «он» здесь написано с заглавной буквы, тем самым подразумевается, что речь идёт о Господе. На самом деле местоимение «он» относится к тому человеку, который видит, что его брат грешит, и кто просит о нём.
Подлежащим фразы «даст ему жизнь» по-прежнему является «он», подлежащее первого сказуемого «пусть попросит». Отсюда видно, что просящий даст жизнь тому, за кого он просит. Это не значит, что просящий имеет жизнь сам по себе и может самостоятельно давать её другим. Это значит, что такой просящий — который пребывает в Господе, един с Господом и просит в одном духе с Господом (1 Кор. 6:17) — становится средством, при помощи которого Божий животворящий Дух может давать жизнь тем, за кого он просит. Здесь показано вкладывание жизни в общении божественной жизни. Чтобы иметь способность давать жизнь другим, мы должны пребывать в божественной жизни и ходить, жить и существовать в божественной жизни. В Иак. 5:14-16 говорится о молитве для исцеления; здесь говорится о молитве для вкладывания жизни.
Суть сказанного здесь состоит в том, что, если мы собираемся молиться за брата согласно тому, что написано в стихе 16, нам необходимо быть едиными с Господом. Мы должны пребывать в Господе и просить в одном духе с Ним. Поскольку мы настолько едины с Господом, мы можем стать тем средством, каналом, через который Божий животворящий Дух сможет передать жизнь тому, о ком мы просим. Это вкладывание жизни происходит в общении божественной жизни.
Под словом «жизнь» в стихе 16, несомненно, имеется в виду духовная жизнь, которая посредством молитвы просящего вкладывается в того, за кого он просит. Однако, судя по контексту, эта духовная жизнь также избавит физическое тело того, за которого просит просящий, от опасности быть преданным смерти за совершаемый грех (ср. Иак. 5:15).
Относительно выражения «грех к смерти» исследователи Библии предлагают различные толкования. Некоторые утверждают, что оно обозначает грех антихристов, который состоит в отрицании того, что Иисус есть Христос (2:22), грех, который навсегда удерживает их в смерти. Однако, судя по контексту этого стиха, выражение «грех к смерти» относится к грешащему брату, а не к антихристу и не к какому-либо другому неверующему. Поскольку этот раздел, 5:14-17, связан с молитвой в общении вечной жизни, о котором говорится в 1:3—2:11, всё, что здесь рассматривается, должно быть связано с этой темой, с общением божественной жизни. В общении божественной жизни Бог принимает правительственные меры в отношении каждого из Своих детей в зависимости от их духовного состояния. Когда Бог принимает правительственные меры, некоторым из Его детей физическая смерть в этом веке может быть назначена из-за какого-то одного греха, а другим физическая смерть может быть назначена из-за других грехов. Нечто подобное произошло с Ананией и его женой Сапфирой, в отношении которых физическая смерть была применена из-за того, что они солгали Святому Духу (Деян. 5:1-11), и с коринфскими верующими, в отношении которых такой же суд применялся из-за того, что они не распознавали Тело (1 Кор. 11:29-30). Прообразом этого служит то, как Бог поступил с детьми Израиля в пустыне (1 Кор. 10:5-11). Все израильтяне, кроме Халева и Иисуса Навина, подверглись Божьему суду и были наказаны физической смертью из-за определённых грехов. Божьи правительственные меры суровы. Мариамь, Аарон и даже Моисей не избежали такого рода мер из-за некоторых своих ошибок (Числ. 12:1-15; 20:1, 12, 22-29; Втор. 1:37; 3:26-27; 32:48-52). Когда Бог наказывает Своих детей, прибегая к правительственным мерам, это никак не связано с вечной гибелью; это устроительные меры в соответствии с божественным правлением, — меры, относящиеся к нашему общению с Богом и друг с другом. Является ли тот или иной грех грехом к смерти, определяется Божьим судом в зависимости от положения и состояния каждого верующего в доме Божьем. В любом случае, если дети Божьи грешат, это серьёзно. Бог может наказать за грех физической смертью в этом веке! Апостол не говорил, чтобы мы просили о грехе, который к смерти.
В стихе 17 Иоанн говорит следующее: «Всякая неправедность — грех, и есть грех не к смерти». Всякий неправильный поступок, всё, что не является справедливым и праведным, — это грех.
Мы уже показали, что в ходе Божьих правительственных мер какой-то особый грех для некоторых святых может оказаться к смерти. Однако для других святых тот же самый грех может не быть грехом к смерти. В стихе 16 Иоанн говорит: «Есть грех к смерти», а в стихе 17 он говорит: «Есть грех не к смерти». Более того, Иоанн, по-видимому, подразумевает в стихе 16, что молящийся знает, согрешает брат к смерти или нет, поскольку нам нужно просить только о том грехе, который не к смерти. Тогда возникает очень важный вопрос: как мы можем узнать, является ли конкретный грех грехом к смерти или нет? Это глубокий вопрос, и мы рассмотрим его подробнее в следующем сообщении.