(1)
Тексты Писания: 1 Ин. 4:1-6
В этом сообщении мы переходим к 4:1-6. Эти стихи представляют собой особый раздел. На первый взгляд, этот раздел не имеет ничего общего ни с предыдущим, ни с последующим разделами. Как мы увидели, в предыдущем разделе говорится о любви к братьям. Следующий раздел вновь возвращается к любви к братьям. Следовательно, стихи 4:1-6 находятся между двумя разделами, в которых говорится о любви к братьям. Тогда возникает вопрос, каким же образом сказанное в 4:1-6 связано с этими разделами.
Я полагаю, что отрывок 4:1-6 вставлен здесь, по крайней мере, по двум причинам. Первая причина связана с необходимостью распознавать духи. В 1 Ин. 3:24 Иоанн говорит о «Духе, которого Он дал нам». Поскольку здесь говорится о Духе, Иоанн переходит к распознаванию, испытанию, проверке духов. Во вселенной существует более одного рода духов. Поэтому нам необходимо предостережение Иоанна об испытании духов.
Первое послание Иоанна 4:1-6 представляет собой отступление от основной темы и предостерегает верующих, чтобы они распознавали духи, что позволит им узнавать лжепророков. Это предостережение связано с упоминанием Духа в стихе 3:24 — Духа, при помощи которого мы узнаём, что Господь обитает в нас. Сходное предостережение было высказано в 1 Ин. 2:18-23. Выражения «всякий дух» и «духи» в 4:1 обозначают духи пророков (1 Кор. 14:32), движимые Духом истины, или духи лжепророков, побуждаемые духом обмана. Поэтому нужно распознавать духи, проверяя их, чтобы определить, от Бога ли они. Вот почему Иоанн говорит в стихе 1: «Возлюбленные, не всякому духу верьте, а проверяйте духи, от Бога ли они». Проверять духи — значит распознавать их (1 Кор. 12:10), подвергая их испытанию.
Не принимать лжепророков и антихристов
Я полагаю, что второй причиной, по которой Иоанн вставил 4:1-6, было желание предостеречь верующих о том, что, хотя нам нужно любить братьев, мы не должны принимать лжепророков и антихристов. Нам следует любить всех людей, включая и наших врагов. Однако мы не можем принимать ни лжепророка, ни антихриста.
В ранние годы моего служения нам пришлось сделать святым прививку против модернизма. Несколько преподавателей и вместе с ними другие люди из университетов оказались под влиянием модернистских учений о Христе и Библии. Модернисты учили, что Христос не является Богом, что Он был незаконным сыном Марии и Иосифа, что Он был великим философом и что Он умер на кресте не ради искупления, а просто как мученик. Более того, модернисты не верили в Библию. В частности, они не верили в чудеса, записанные в Писаниях.
Когда мы стали выступать против модернизма, некоторые друзья говорили нам: «Разве мы не должны любить их? Разве мы не должны принимать их?» Однако мы делали то, что сказал Иоанн в своём Втором послании: «Если кто-нибудь приходит к вам и не приносит это учение, не принимайте его в дом и не говорите ему: „Радоваться!”» (ст. 10). Любить человека — это одно, а принимать того, кто является лжепророком или антихристом, — это совершенно другое.
Иоанн понимал, что, говоря о любви к братьям, ему необходимо было сказать несколько слов о лжепророках и антихристах. Мы должны проверять духи и держаться в стороне от лжепророков. Нам нужно любить братьев и даже всех людей, но мы никогда не должны принимать ни лжепророка, ни антихриста.
В 4:1 Иоанн говорит нам, что «много лжепророков вышло в мир». В Мф. 24:24 лжепророки — это не то же самое, что лжехристы. Однако здесь лжепророки — это антихристы (1 Ин. 4:3), те, кто учит ересям о личности Христа (1 Ин. 2:18, 22-23). Слово «мир» в 4:1 обозначает не вселенную и не землю; оно относится к людям, человеческому обществу на земле, которые являются составной частью сатанинской мирской системы.
В 4:2 Иоанн продолжает: «Вот из чего вы узнаёте Духа Божьего: всякий дух, который исповедует, что Иисус Христос пришёл в плоти, — от Бога». «Дух» здесь — это дух подлинного пророка, движимый Святым Духом истины; такой дух исповедует божественное зачатие Иисуса, подтверждая, что Он был рождён как Сын Божий. Всякий такой дух, несомненно, от Бога. Из этого мы узнаём Духа Божьего.
Иисус был зачат от Духа (Мф. 1:18). Исповедовать, что Иисус пришёл в плоти, — значит исповедовать, что Он, будучи зачат божественным образом, родился как Сын Божий (Лк. 1:31-35). Поскольку Он родился в плоти, будучи зачат от Духа, Дух никогда не станет отрицать, что Он пришёл в плоти посредством божественного зачатия.
Теперь нам нужно рассмотреть значение слова «антихрист». В Мф. 24:5 Господь Иисус говорит: «Ибо многие придут под Моим именем и будут говорить: „Я Христос” — и многих введут в заблуждение». В этом стихе говорится о лжехристе, о том, кто притворяется Христом, чтобы ввести верующих в заблуждение.
В 2:26 и 3:7 Иоанн также говорит о введении в заблуждение. В этом Послании быть введённым в заблуждение — значит быть уведённым от действительности Личности Христа, от действительности того, что Иисус есть Христос, Сын Божий. Однако, согласно Мф. 24:5, лжехристос — это тот, кто притворяется Христом, чтобы ввести людей в заблуждение.
В Мф. 24:23 и 24 Господь Иисус говорит: «Тогда, если кто-нибудь вам скажет: „Вот, здесь Христос!” — или „Здесь!” — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и будут показывать великие знамения и чудеса, чтобы ввести в заблуждение, если возможно, даже избранных». Эти стихи показывают, что можно обмануть и ввести в заблуждение даже избранных Божьих людей. На основании сказанного Господом о лжехристах и лжепророках уже в ранние дни среди верующих существовало учение о том, что восстанут лжехристы и лжепророки.
В Первом послании Иоанна есть три стиха, в которых говорится об антихристе. В 2:18 Иоанн говорит: «Дети юные, настал последний час; и, как вы слышали, что должен прийти антихрист, так даже теперь появилось много антихристов; отсюда мы узнаём, что настал последний час». В греческом языке перед словом «антихрист» не стоит определённый артикль. Иоанн просто говорит о том, что верующие слышали, что должен прийти антихрист, и далее добавляет, что теперь появилось много антихристов.
В 2:22 Иоанн вновь говорит об антихристе: «Кто лжец, если не тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, тот, кто отрицает Отца и Сына». Слово «лжец» обозначает лжепророка. Лжец, то есть лжепророк, тот, кто отрицает, что Иисус есть Христос, — это антихрист, который отрицает Отца и Сына.
В 1 Ин. 4:3 говорится: «А всякий дух, который не исповедует Иисуса, — не от Бога; и это дух антихриста, о котором вы слышали, что он должен прийти, и теперь он уже в мире». Подобно 2:22, этот стих показывает, что в Первом послании Иоанна антихрист — это лжепророк, а лжепророк — это антихрист.
Согласно 4:3, дух, который не исповедует Иисуса, — это дух лжепророка, побуждаемый духом обмана; такой дух не исповедует, что Иисус пришёл в плоти. Это дух заблуждений докетов. Слово «докеты» произошло от греческого слова доке́йн, которое означает «казаться», «выглядеть». Еретическое представление докетов заключалось в том, что Иисус Христос не был настоящим человеком, а просто казался им; с их точки зрения, Он был просто призраком. Докетизм был смешан с гностицизмом, который учил, что всякая материя по своей сути порочна. Поэтому докеты учили, что Христос, будучи свят, никак не мог осквернить Себя человеческой плотью. Они учили, что Его тело не было настоящей плотью и кровью, а было просто обманчивым, мимолётным призраком и, соответственно, что Он не страдал, не умирал и не воскресал. Такая ересь сводит на нет не только воплощение Господа, но также Его искупление и воскресение. Докетизм был характерной чертой первых лжеучителей антихристианского толка, которых Иоанн имел в виду здесь и во 2 Ин. 7. Дух таких лжеучителей, несомненно, не от Бога. Это дух антихриста.
Во 2 Ин. 7 апостол Иоанн ещё раз говорит об антихристе: «Потому что много обманщиков вышло в мир, тех, кто не исповедует Иисуса Христа, приходящего в плоти. Это обманщик и антихрист». Эти обманщики — лжецы, лжепророки, отрицающие, что Иисус — это воплощённый Бог, отрицая тем самым божество Христа. Иоанн ясно говорит, что эти обманщики являются антихристами.
В прошлом многие учителя Библии использовали титул «антихрист» особым образом. Во 2 Фес. 2:3 и 4 Павел говорит о человеке беззакония, о сыне гибели, противостоящем и возвышающем «себя над всем, что называется Богом или предметом поклонения, так что он сидит в храме Божьем, выставляя себя, говоря, что он Бог». Согласно пророчеству в Дан. 7:20-21, 24-26; 8:9-12, 23-25; 9:27 и 11:36-37, этот человек беззакония повергнет истину на землю, переменит законы, погубит и чрезвычайно растлит многих, будет хулить Бога и обманывать людей. Павел пророчествовал о появлении этого человека беззакония.
В Отк. 13 мы видим двух зверей: первый зверь выходит из моря, а второй — из земли. Второй зверь — это лжепророк, действующий ради первого зверя: «И он употребляет всю власть первого зверя у него на глазах, и он заставляет землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, чей смертельный удар был исцелён» (ст. 12). Первый зверь будет последним цезарем восстановленного царства Римской империи, а второй зверь, лжепророк, будет действовать в его пользу.
На основании этих пророчеств многие учителя Библии применяли титул «антихрист» к грядущему человеку беззакония, тому, кто возвысит себя над Богом и заставит поклоняться себе, и кто будет противостоять христианам и иудеям и гнать их. Его также отождествляют с первым зверем в Отк. 13. Конечно же, не будет ошибкой применить титул «антихрист» к этому человеку.
Различные толкования пришествия антихриста
Однако в отношении грядущего антихриста учителя Библии предлагают различные толкования. Например, доктор Скоуфилд в своих комментариях к Библии говорит, что антихристом будет второй зверь из Отк. 13, зверь, выходящий из земли: «„Многие антихристы” идут впереди и приготовляют путь для Антихриста, который есть „зверь, выходящий из земли” в Отк. 13:11-17 и „лжепророк” в Отк. 16:13; 19:20; 20:10. Он будет последним духовным главой, в то время как зверь в Отк. 13:1-8 — последний гражданский руководитель. Для осуществления гонений ему позволено использовать единоличную власть зверя-императора». В противоположность представлению Скоуфилда другие учителя Библии говорят, что антихристом будет первый зверь в Отк. 13, а второй зверь будет лжепророком. Но Скоуфилд говорит, что антихристом будет второй зверь, лжепророк. Это значит, что доктор Скоуфилд утверждает, что антихристом будет лжепророк.
В Новой Библии с комментариями Скоуфилда в примечании предлагается несколько иное толкование: «Многие отождествляют „зверя, выходящего из земли”, с Антихристом… Если „зверь, выходящий из земли” (ст. 11-17), действительно является Антихристом, тогда Антихрист — то же самое, что и „лжепророк”, о котором говорится в 16:13; 19:20; 20:10. Поскольку слово „антихрист” ни разу не употребляется непосредственно по отношению к нему, тем не менее некоторые считают, что термин „антихрист” в значении „против Христа” применим к первому зверю (ст. 1-10), который является политическим правителем». Таким образом, ясно, что учителя Библии предлагают различные толкования по вопросу о том, к кому следует отнести титул «антихрист».
Мы рассмотрели этот вопрос для того, чтобы показать, что будет не только один антихрист. Не думаю, что найдётся хотя бы один учитель Библии, который осмелится сказать, что единственным антихристом будет только грядущий человек беззакония, сын гибели. Нам не следует впадать в крайность и учить тому, что будет только один антихрист и до его прихода не будет других антихристов. Но благодаря традиционным учениям у многих христиан сложилось представление, согласно которому антихристом будет только один человек.
Учителя Библии часто говорят об антихристе, так что создаётся впечатление, что антихрист — это имя собственное, которое обозначает только одного человека. Однако, согласно тому, как использует этот термин Иоанн в 1 Ин. 2:18, 22; 4:3 и 2 Ин. 1:7, это общий титул, обозначающий целую категорию людей. Этот титул не является уникальным, он не является именем собственным, обозначающим какую-то конкретную личность. Таким образом, титул «антихрист» отличается от титула «Христос», поскольку есть только один Христос, и всякий, кто выдаёт себя за Христа, является либо лжехристом, либо антихристом. Однако мы не должны использовать слово «антихрист» в качестве имени собственного.
Переводчики Библии придерживались по этому вопросу различных точек зрения. Например, Уист в своём переводе пишет слово «антихрист» с заглавной буквы, тем самым делая его именем собственным. Перевод Беркли делает то же самое. Однако Дж. Н. Дарби в своём «Новом переводе» не пишет это слово с заглавной буквы. Точно так же слово «антихрист» пишется со строчной буквы и в Библии короля Иакова, и в Американском стандартном переводе, и в Новом Американском стандартном переводе.
Точка зрения, что будет только один антихрист, не соответствует Писанию. Но было бы неверным также сказать, что человек беззакония, сын погибели, возвышающий себя над всем, что называется Богом, не есть антихрист. Этого человека, несомненно, следует рассматривать как антихриста.
В Мф. 24 лжепророки относятся к одной категории, а лжехристы — к другой. В Мф. 24:24 Господь Иисус ясно говорит и о лжехристах, и о лжепророках. Но в посланиях Иоанна лжепророки и есть антихристы. Как мы отмечали, некоторые учителя Библии говорят, что антихристом будет первый зверь из Отк. 13. Однако Скоуфилд и другие говорят, что антихристом будет второй зверь, то есть лжепророк. Согласно толкованию Скоуфилда, антихрист относится к той же категории, что и лжепророк.
Какой же вывод нам следует сделать из всех этих рассуждений? Должны ли мы рассматривать лжепророков и антихристов как две различные категории? В каком-то смысле мы можем воспринимать их как две отдельные категории. Однако, в конце концов, и лжепророки, и лжехристы являются анти-Христами, то есть они против Христа, и поэтому все они антихристы. В следующем сообщении мы рассмотрим принцип антихриста.