Достоинства божественного рождения, позволяющие делать божественную любовь
(2)
Тексты Писания: 1 Ин. 3:14-19а
Источник, сущность, элемент и сфера
В 1 Ин. 3:14А говорится: «Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев». В предыдущем сообщении мы увидели, что смерть — от дьявола, источника смерти, и что жизнь — от Бога, источника жизни. Смерть и жизнь не только исходят из двух источников — Сатаны и Бога; они также представляют собой две сущности, два элемента и две сферы. Перейти из смерти в жизнь — значит перейти из источника, сущности, элемента и сферы смерти в источник, сущность, элемент и сферу жизни. Это произошло в нас при возрождении, при рождении от Бога.
Нам нужно подробнее рассмотреть источник, сущность, элемент и сферу смерти и жизни. В чём различие между сущностью жизни и элементом жизни и в чём разница между элементом жизни и сферой жизни? Нам важно понимать разницу между этими вещами.
Вероятно, лучше всего можно показать различие между источником, сущностью, элементом и сферой применительно как к жизни, так и к смерти, используя следующую иллюстрацию. Представьте себе напиток, состоящий из трёх элементов: молока, чая и сахара. У каждого элемента есть своя сущность. Это значит, что чай имеет сущность, то есть субстанцию, чая. Точно так же и у молока, и у сахара есть своя сущность, субстанция. Мы не можем сказать, что этот напиток сделан из трёх субстанций. Мы, скорее, скажем, что этот напиток состоит из трёх элементов и что у этих трёх элементов есть три сущности, или субстанции.
Когда мы были спасены, мы получили от Бога не один элемент. Мы получили жизнь, и, кроме того, мы получили праведность. И о жизни, и о праведности говорится в Рим. 5. Какие элементы были у нас до нашего спасения? До того как мы были спасены, мы были едины с Сатаной и имели элементы греха и смерти. Но когда мы были спасены, мы получили праведность в противоположность греху и жизнь в противоположность смерти.
Как с отрицательной, так и с положительной стороны, у нас есть по два элемента. С отрицательной стороны, у нас есть грех и смерть; с положительной стороны, у нас есть праведность и жизнь. В каждом из этих четырёх элементов есть определённая сущность. Сущность жизни и сущность праведности одного рода, а сущность греха и сущность смерти совершенно другого рода.
Давайте теперь применим это к нашему переживанию. Когда мы находились в элементе смерти, мы переживали сущность, субстанцию, смерти. И вновь мы можем использовать в качестве иллюстрации чай. Когда мы пьём чай, мы пьём не элемент чая, а сущность чая. Во время нашего спасения и возрождения, когда мы приняли Господа Иисуса, мы получили два элемента. Однако мы не должны говорить, что получили две сущности. При возрождении мы получили элементы жизни и праведности, и теперь мы живём в этих элементах. Но было бы неправильно сказать, что мы получили две сущности и что теперь мы живём в этих сущностях. Получив элементы жизни и праведности, мы теперь наслаждаемся сущностью этих элементов и переживаем её. Мы получили элемент праведности, и теперь мы наслаждаемся сущностью этого элемента. Мы также получили элемент жизни, и теперь мы переживаем сущность этого элемента. До нашего возрождения мы находились в элементах греха и смерти и страдали от действия сущности греха и сущности смерти внутри нас. Это небольшое объяснение, возможно, поможет нам понять, как следует применять сущность и элемент праведности и жизни.
Будучи Божьими детьми, мы имеем два божественных элемента — праведность и жизнь. Теперь в своём повседневном переживании мы наслаждаемся божественной праведностью и божественной жизнью. Однако, строго говоря, мы наслаждаемся сущностью, субстанцией, божественной праведности и жизни.
Мы уже указывали, что благодаря возрождению мы перешли из источника, сущности, элемента и сферы смерти в источник, сущность, элемент и сферу жизни. Пожалуйста, обратите внимание на последовательность: источник, сущность, элемент и сфера. За источником следует сущность, за сущностью — элемент, а за элементом — сфера. Прежде всего, у нас есть источник. Затем из источника происходит сущность. Сущность образует элемент, и в конце концов этот элемент становится сферой. Итак, что касается жизни, сперва у нас есть источник жизни. Из этого источника жизни происходит сущность жизни. Сущность образует элемент жизни, а затем этот элемент жизни становится сферой жизни.
Для того чтобы проиллюстрировать разницу между источником жизни, сущностью жизни, элементом жизни и сферой жизни, мы можем использовать родник. Вода течёт из родника и становится рекой. Родник — это источник. Можно сказать, что Н2О — это сущность того, что исходит из родника. Затем эта сущность принимает форму воды, а текущая вода становится рекой. Итак, у нас есть родник как источник, Н2О как сущность, вода как элемент и река как сфера. Следовательно, в сфере реки у нас есть вода в качестве элемента, а сущностью этого элемента является Н2О. Источником же всего этого является родник.
Будучи детьми Божьими, мы получили от Бога божественную жизнь. Бог — это источник, родник, божественной жизни. Сущностью божественной жизни является само существо Бога. Следовательно, существо Бога, Его сущность, — это сущность духовной воды, которую мы получили в качестве божественной жизни. Эта жизнь является также тем элементом, посредством которого и в котором мы можем жить. Когда мы живём в элементе божественной жизни, божественная жизнь становится сферой нашего жития. Теперь мы живём в сфере божественной жизни, обладаем элементом божественной жизни и наслаждаемся сущностью божественной жизни. Более того, наслаждаясь сущностью божественной жизни, мы органически соединены с Богом как источником этой жизни. Вот почему мы говорим, что вместе с божественной жизнью у нас есть источник, сущность, элемент и сфера.
Тот же самый принцип действует и в отношении смерти. До нашего спасения и возрождения мы пребывали в источнике, сущности, элементе и сфере смерти. Мы жили в сфере смерти, обладали элементом смерти и страдали от сущности смерти. Более того, мы были соединены с Сатаной, источником смерти. Следовательно, до возрождения мы переживали источник, сущность, элемент и сферу смерти и страдали от этого.
До того как мы были спасены, мы переживали четыре аспекта смерти. Теперь, когда мы спасены, мы переживаем четыре аспекта жизни. Хотя мы переживали все эти аспекты, нам не хватало знания, чтобы проанализировать их, и терминов, чтобы описать их.
Полагать свою жизнь за братьев
В 3:16 Иоанн говорит: «Из того знаем мы любовь, что Он за нас жизнь Свою положил, и мы должны за братьев жизнь полагать». Греческое слово, переведённое здесь словом «жизнь», буквально означает также «душа». Следовательно, в этом стихе говорится, что Христос положил за нас свою душевную жизнь, Свою жизнь псюхе́, а не Свою божественную жизнь, Свою жизнь зоэ́. То, что Христос положил за нас Свою душу, означает, что Он положил ради нас Свою человеческую жизнь. Теперь мы должны полагать свою жизнь за братьев. Это значит, что при необходимости мы должны умереть за них. Внутри у нас есть такая любящая жизнь, которая жаждет умереть за других и способна умереть за них. Божественная жизнь внутри нас, зоэ́, жаждет любить других и даже умереть за них, если это необходимо. Мы способны делать это, потому что у нас есть божественная жизнь.
В стихах 17 и 18 Иоанн продолжает: «А кто имеет средства к жизни этого мира, и видит, что его брат имеет нужду, и закроет от него свои нежные чувства — как пребывает в нём любовь Божья? Дети малые, будем любить не словом и не языком, а делом и истинностью». Под средствами к жизни этого мира в стихе 17 понимается что-то материальное, предметы жизненной необходимости. В стихе 18 дело противопоставлено слову, а истинность — языку. Под языком понимается забава пустословия, а под истинностью — действительность любви. Истинность указывает на искренность, что противопоставляется языку, как дела — слову. Истинность здесь обозначает подлинность, искренность Бога как божественную добродетель, которая становится человеческой добродетелью как следствие, результат, божественной действительности. Следовательно, истина в этом стихе — это действительность Бога, которая становится нашей добродетелью.
Иоанн говорит, что мы не должны любить братьев только словом или языком, то есть просто говорить святым, что любим их. Это не любовь в истинности, не любовь в действительности. Любить святых истинностью, или действительностью, — значит любить их божественной действительностью, которая становится нашей добродетелью, чем-то честным, верным, искренним и действительным. Именно так нам следует любить братьев. Конечно же, такая любовь истинностью включает любовь, которая при необходимости снабжает нуждающихся чем-то материальным или деньгами. Не следует любить братьев пустыми словами; мы должны любить их истинностью и даже нашими средствами к жизни.
Не нужно думать, что любить истинностью — значит просто любить искренностью как человеческой добродетелью. Нет, Иоанн здесь говорит не об искренности как природной человеческой добродетели. Истинность здесь — это нечто большее, чем человеческая искренность; это божественная действительность, которая становится нашей добродетелью. Таким образом, это выражение того, чем является Бог. Это значит, что в любви к святым мы должны выражать Бога.
В 3:19А Иоанн говорит следующее: «И из этого узнаем, что мы — от истины». В этом стихе под истиной имеется в виду действительность вечной жизни, полученной нами от Бога при нашем божественном рождении. Получив вечную жизнь, мы можем теперь любить братьев божественной любовью. Из того, что мы любим братьев божественной любовью, мы узнаём, что мы — от этой действительности.
Слова «из этого» относятся к нашей любви к братьям, которых мы любим истинностью, искренностью, как сказано в стихе 18. Эта истинность является результатом переживания Триединого Бога в качестве нашей действительности. Из этой любви мы узнаем, у нас будет уверенность, что мы — от истины.
В стихах 18 и 19 слова «истинность» и «истина» являются переводом одного и того же слова. «Истинность» в стихе 18 обозначает искренность как человеческую добродетель, которая является результатом наслаждения Триединым Богом как нашей действительностью. А «истина» в стихе 19 обозначает действительность вечной жизни, то есть нечто более высокое, глубокое и богатое, нежели наша искренность. Эта истина представляет собой действительность той вечной жизни, которую мы получили от Бога при нашем божественном рождении, чтобы любить братьев этой любовью.
Божественное рождение и вечная жизнь
В этом Послании Иоанн представляет нам нечто глубокое, божественное и таинственное. Всё это связано с божественной жизнью. Однако христиане часто говорят о жизни Божьей, или вечной жизни, в весьма узком понимании. У них нет глубокого, богатого и детального понимания божественной жизни. Некоторые верующие даже не осознают, что вечная жизнь — это нечто органическое. Они считают, что вечная жизнь — это просто вечное благословение или бесконечная жизнь, которой мы будем наслаждаться в вечности. Однако, даже если у нас будет верное представление о вечной жизни как о чём-то органическом, наше понимание её может всё равно быть очень поверхностным.
Мы получили вечную жизнь благодаря нашему божественному рождению. Однако, когда многие христиане говорят о бесконечной жизни, они не понимают, что вечная жизнь — это результат, итог, плод божественного рождения. В прошлом многие из нас не понимали, что вечная жизнь вошла в нас как результат божественного рождения. Когда мы говорили о вечной жизни, у нас наверняка не было даже мысли о том, что она связана с божественным рождением. Поэтому нам важно понимать, что вечная жизнь вошла в нас благодаря божественному рождению. Без божественного рождения у нас не может быть вечной жизни.
Мы увидели, что в стихе 19 слово «истина», или действительность, обозначает действительность божественной жизни, которую мы получили при своём божественном рождении. Поэтому эта действительность включает в себя божественную жизнь и божественное рождение. Теперь, когда мы получили божественную жизнь, мы можем любить братьев божественной любовью. Здесь мы видим божественное рождение, божественную жизнь и божественную любовь. Благодаря этому мы видим, что любовь к братьям не является чем-то поверхностным или простым. Напротив, наша любовь к братьям — это результат божественного рождения и божественной жизни.
Поскольку благодаря божественному рождению мы получили божественную жизнь, у нас есть божественная любовь, которой мы любим братьев. Можно сказать, что у нас есть духовный капитал, необходимый для того, чтобы любить братьев. Божественная жизнь — это наша способность любить братьев. Мы, конечно же, способны любить братьев, потому что мы рождены от Бога. Благодаря божественному рождению мы получили божественную жизнь, а сущностью этой жизни является любовь. Следовательно, мы можем любить братьев божественной любовью.
Если мы любим братьев искренностью, которая является результатом нашего наслаждения Богом как действительностью, это является доказательством того, что мы находимся в божественной действительности. Это станет подтверждением того факта, что мы находимся в действительности божественной жизни, которую мы получили благодаря божественному рождению. Если мы любим братьев божественной любовью, мы знаем, что мы — от божественной действительности.