Достоинства божественного рождения, позволяющие делать божественную праведность
(1)
Тексты Писания: 1 Ин. 2:28-29; 3:1-10а
В предыдущих сообщениях мы рассмотрели первые два раздела этого Послания: общение божественной жизни (1 Ин. 1:1-10; 2:1-11) и научение божественного помазания (1 Ин. 2:12-27). В этом сообщении мы переходим к третьему разделу: достоинствам божественного рождения (2:28—5:21). Здесь очень большое значение имеет последовательность. Сначала Иоанн показывает нам, что в божественной жизни есть наслаждение общением, и в этом общении мы наслаждаемся научением помазания. Вслед за этим Иоанн пишет о достоинствах божественного рождения. Согласно 2:28—3:10а, достоинства божественного рождения предназначены для того, чтобы делать божественную праведность.
В 1 Ин. 2:28 говорится: «И теперь, дети малые, пребывайте в Нём, чтобы, если Он будет явлен, мы имели смелость и не были со стыдом отторгнуты от Него при Его пришествии». В этом стихе «в Нём» — значит в Отце и Сыне. Это означает, что фраза «в Нём» на самом деле указывает на Триединого Бога. Следовательно, пребывать в Нём — значит пребывать в Отце, Сыне и Духе.
Местоимение «Он» во фразе «Он будет явлен» согласно контексту определённо относится к Сыну. Это понимание подкрепляется фразой «при Его пришествии» в конце этого стиха. Здесь Иоанн говорит, что, если Сын будет явлен, мы должны иметь смелость и не быть со стыдом отторгнутыми при Его пришествии.
В стихе 29 Иоанн продолжает: «Если вы знаете, что Он праведен, то знаете, что и всякий, кто делает праведность, рождён от Него». Здесь местоимение «Он» является всеобъемлющим и обозначает всего Триединого Бога — Отца, Сына и Духа, потому что оно относится к местоимению «Он» в предыдущем стихе, которое обозначает приходящего Сына, а также к местоимению «Он» в этом стихе, обозначающему Отца, который родил нас. Это со всей определённостью показывает, что Сын и Отец — одно (Ин. 10:30). Местоимение «Он» относится к Сыну, который придёт, и к Отцу, который родил нас. Нас родил не Сын, а Отец, но придёт не Отец, а Сын.
В этом стихе местоимение «Он» служит двоякой цели, оно относится к Нему (Сыну), который придёт, а также к Нему (Отцу), который родил нас. Являются ли Отец и Сын одним или двумя? Лучший ответ на этот вопрос: Они — два-один. Он и Тот, кто придёт, и Тот, кто родил. Будучи Тем, кто родил, Он Отец; а будучи Тем, кто придёт, Он Сын.
В 2:28 апостол Иоанн говорит: «И теперь, дети малые, пребывайте в Нём». Слова, которые начинаются с 2:13 и которые написаны трём различным категориям адресатов, заканчиваются в стихе 27. Стих 28 вновь обращён ко всем адресатам. Поэтому здесь снова употребляется обращение «дети малые», как в стихах 1 и 12.
Слова, обращённые к трём группам адресатов в 2:13-27, завершаются повелением пребывать в Нём, как научило помазание. В этом разделе, с 2:28 по 3:24, апостол продолжает описание жизни, пребывающей в Господе. Раздел начинается (2:28), продолжается (3:6) и заканчивается (3:24) словами «пребывайте (пребывает) в Нём».
Как мы уже указывали, здесь местоимение «Он» определённо относится к Христу, Сыну, который должен прийти. Это в сочетании с предшествующими словами «пребывайте в Нём», которые представляют собой повторение слов в стихе 27, где говорится о Троице, показывает, что Сын является воплощением Триединого Бога, будучи неотделимым от Отца и Духа.
В стихе 28 Иоанн говорит, что, если мы пребываем в Нём, мы будем иметь смелость и не будем «со стыдом отвергнуты от Него при Его пришествии». Греческое выражение, переведённое как «при Его пришествии», буквально означает «в Его присутствии» (парусии). Слово Иоанна о том, чтобы не быть со стыдом отвергнутым, показывает, что некоторые верующие, те, кто не пребывает в Господе (то есть не остаётся в общении божественной жизни согласно чистой вере в Личность Христа), а позволяют вводить себя в заблуждение еретическими учениями о Христе (ст. 26), будут наказаны: они будут со стыдом отвергнуты от Него, Его славной парусии.
В стихе 29 Иоанн дважды использует слово «знать». «Если вы знаете, что Он праведен, то знаете, что и всякий, кто делает праведность, рождён от Него». Первое слово «знать» — это перевод греческого слова эйде́те, которое происходит от слова ойда, обозначающего восприятие с осознанным знанием, глубокое внутреннее видение. Это необходимо, чтобы знать Господа. Второе слово «знать» — это перевод греческого слова гино́скете, происходящего от слова гино́ско, которое обозначает внешнее, объективное знание. Это необходимо, чтобы знать человека.
Под словом «праведный» подразумеваются праведный Бог в 1:9 и Иисус Христос, Праведный, в стихе 2:1. В этих словах, которые обращены ко всем адресатам и которые начинаются с 2:28, апостол переместил акцент с общения божественной жизни в 1:3—2:11 и помазания Божественной Троицы в 2:12-27 на Божью праведность. Общение божественной жизни и помазание Божественной Троицы должны производить определённый результат, а именно выражение праведного Бога.
Знать, что всякий, кто делает праведность, рождён от Бога
Согласно слову Иоанна в стихе 29, если мы знаем, что Бог праведен, мы знаем, «что и всякий, кто делает праведность, рождён от Него». Делать праведность — не значит творить праведность в отдельных случаях и целенаправленно, как при каком-то особом действии, это значит делать праведность привычно и ненамеренно, как в обычном повседневном житии. То же и в 3:7. Это естественное житие, вытекающее из божественной жизни внутри нас, с помощью которой мы были рождены от праведного Бога. Поэтому оно является живым выражением Бога, который праведен во всех Своих делах и поступках. Это не просто внешнее поведение, а проявление внутренней жизни; не просто целенаправленный поступок, а поток жизни, исходящий от божественной природы, которой мы причащаемся. Это первое условие для жизни, пребывающей в Господе. Всё это возможно благодаря божественному рождению, на которое указывают слова «рождён от Него» и выражение «дети Божьи» в 3:1.
В писаниях Иоанна, посвящённых тайнам вечной божественной жизни, делается большой акцент на божественном рождении (1 Ин. 3:9; 4:7; 5:1, 4, 18; Ин. 1:12-13), то есть на нашем возрождении (Ин. 3:3, 5). Это величайшее чудо во всей вселенной, что люди могут быть рождены от Бога и что из грешников можно сделать детей Божьих! Посредством такого удивительного божественного рождения мы получили божественную жизнь, то есть вечную жизнь (1 Ин. 1:2), как божественное семя, посеянное в наше существо (3:9). Из этого семени внутри нас вырастает всё богатство божественной жизни. Именно таким образом мы пребываем в Триедином Боге и выражаем божественную жизнь в своём человеческом житии, то есть выражаем ту жизнь, которая не делает греха (3:9), а делает праведность (2:29), любит братьев (5:1), побеждает мир (5:4) и к которой не прикасается лукавый (5:18).
Пребывание в Боге и божественное рождение
В 1 Ин. 2:28-29; 3:1-10а показано, что мы можем пребывать в Господе. Мы уже указывали, что некоторые местоимения, использованные в этих стихах, указывают на то, что пребывать в Господе — значит на самом деле пребывать в Триедином Боге.
Пребывать в Триедином Боге не просто. Как могут люди пребывать в Боге? Пребывание в Боге отличается от хождения с Ним. В Быт. 5 сказано, что Энох ходил с Богом. Но что значит пребывать в Нём? Здесь Иоанн говорит не о хождении с Богом, а о пребывании в Боге. Пребывать в Боге — значит обитать в Нём. Нам наверняка довольно легко понять, что значит пребывать с Богом или обитать с Богом. Но согласно природному разуму, кажется, что людям невозможно обитать, пребывать, в Боге.
Пребывание в Триедином Боге связано с божественным рождением. Третий раздел этого Послания делает ударение на божественном рождении. В 2:29 есть слова «рождён от Него», а в 3:9; 4:7; 5:1, 4 и 18 — фраза «от Бога рождён». Благодаря этому мы видим, что Иоанн постоянно указывает на наше божественное рождение. Чтобы обитать в Боге, нам нужно понять, что мы получили божественное рождение, что мы родились от Бога. Посредством этого божественного рождения мы получили божественную жизнь, божественное семя. Как чудесно, что в наше существо было посеяно божественное семя и что мы родились от Бога!
Когда у родителей рождается ребёнок, он автоматически обладает человеческой жизнью. Можно сказать, что эта человеческая жизнь появилась из-за того, что было посеяно человеческое семя, что существо ребёнка произошло от человеческого семени. Это семя значит очень много для жизни ребёнка, поскольку оно отличает его от любых животных. Поскольку новорождённый ребёнок имеет человеческое семя, ребёнок может обитать в человечестве. Он родился от человечества, и от этого семени он обладает человеческой жизнью. Поэтому ребёнку легко оставаться, обитать, пребывать в человечестве. На самом деле, обитание ребёнка в человечестве является естественным, непроизвольным и автоматическим. Он может пребывать в человечестве, потому что у него было человеческое рождение и он обладает человеческой жизнью от человеческого семени.
Представьте себе, что кто-то прикажет собаке пребывать в человечестве. Возможно, собака попытается изобразить из себя человека и постоит немножко на задних лапах. Однако в конце концов она вновь опустится на все четыре лапы и будет непроизвольно жить согласно собачьей природе внутри. Поскольку у собаки не было человеческого рождения, у неё нет и человеческой жизни, человеческого семени, которое позволило бы ей пребывать в человечестве.
Знаете ли вы, что даёт нам возможность обитать в Триедином Боге? Мы можем обитать в Нём, потому что мы были рождены от Него. Это величайшее чудо, что человек может родиться от Бога. Хотя Бог божественен, а мы грешники, несмотря на это мы были рождены от божественного Существа. Нет ничего более великого, чем это.
Данное божественное рождение — не просто доктрина или некое психологическое переживание. Это органическое рождение, которое действительно произошло в нашем духе. В Ин. 3:6 Господь Иисус говорит: «Рождённое от Духа есть дух». Слава Господу, что мы пережили такое рождение! Божественное рождение приносит нам божественную жизнь, а божественная жизнь — это божественное семя, которое теперь находится в нашем существе. В этой божественной жизни мы естественно пребываем, обитаем в Триедином Боге.
Мы уже обитаем в Триедином Боге. Нам не нужно прилагать усилия, чтобы обитать в Нём, поскольку мы уже в Нём. Однако нам необходимо быть внимательными, чтобы не позволить этому пребыванию в Триедином Боге прерваться.
Мы были рождены от Бога, и Божье семя пребывает в нас. Благодаря этому семени мы — в Боге и можем пребывать в Боге. Нам не нужно ничего делать. Но мы не должны позволять нашему пребыванию в Нём прерываться. Вот почему Иоанн вновь и вновь повелевает нам пребывать в Нём.
В 3:24 Иоанн говорит, что мы узнаём, что Он пребывает в нас, по Духу, которого Он дал нам. Это показывает, что пребывание Господа в нас и наше пребывание в Нём целиком и полностью находится в Духе.
Пропитанные всеобъемлющим Духом
Поскольку мы родились от Бога и поскольку Его жизнь как божественное семя пребывает в нас, мы можем пребывать в Нём. Когда мы пребываем в Нём, Он пропитывает нас. Конечно, Иоанн не использует слово «пропитывает». Но если мы будем переживать описанное в этом разделе Первого послания Иоанна, мы поймём, что то, о чём говорит Иоанн, фактически включает пропитывание Триединым Богом. Триединый Бог — это не теория и не богословие; Он — живой Дух, помазание. Таким образом, когда мы пребываем в Триедином Боге, Он, как всеобъемлющий, составной, обитающий в нас животворящий Дух, пропитывает нас, и мы будем пронизаны Им.
Чем больше Триединый Бог помазывает нас, тем больше мы пропитываемся Им. В качестве иллюстрации можно использовать кусок ткани, на который наносится краска. Чем больше на ткань наносится краски, тем больше краски вбирает в себя ткань, и это происходит до тех пор, пока она не будет пропитана ей. В конце концов, вся ткань будет пропитана краской. Помазание — это божественная покраска. Мы уже увидели, что помазание представляет собой движение внутри нас составного, всеобъемлющего, животворящего, обитающего в нас Духа, который является приготовленным Триединым Богом. Точно так же как краска состоит из различных элементов, так и это помазание, приготовленный Триединый Бог, включает в себя ряд различных элементов: божественность, человечество, воплощение, человеческое житие, распятие и воскресение. Все эти элементы были составлены в один всеобъемлющий Дух, который является божественной краской, помазывающей нас. Теперь этот Дух находится внутри нас, помазывая нас, слой за слоем внося в наше внутреннее существо элементы божественности, человечества, воплощения, человеческого жития, распятия и воскресения до тех пор, пока мы не будем пропитаны ими.
Моё бремя состоит в том, чтобы показать детям Божьим, что христианская жизнь никак не связана с религией или доктриной. Христианская жизнь целиком и полностью связана с пропитыванием всеобъемлющим Духом. Это пропитывание невозможно осуществить при помощи доктрины или богословия. Это возможно лишь благодаря приготовленному Триединому Богу, который является всеобъемлющим Духом.
У многих христиан нет должного представления о Духе. Некоторые считают, что Дух — это просто некая сила; другие заявляют, что Дух находится в верующих, чтобы представлять Отца и Сына. Подобное представление о Духе весьма далеко от того, что открывается в Библии. В такого рода учениях о Духе нет места тем элементам, которые входят в состав животворящего Духа. Согласно подобному пониманию, Дух в лучшем случае является некой силой или же представителем Отца и Сына. Те, кто придерживается такого представления о Духе, не понимают, что, согласно Библии, Дух — это окончательная завершённость приготовленного Триединого Бога. Этот Дух был составлен многими элементами. Следовательно, когда этот обитающий в нас Дух помазывает нас, Он пропитывает наше существо всеми элементами приготовленного Триединого Бога. Именно таким образом мы возрождаемся, преобразовываемся и прославляемся.
Доктрина не может возродить нас, а богословие не может нас преобразовать. Доктрину можно сравнить с меню. Когда вы приходите в ресторан, вы читаете меню. Однако ваша цель не в том, чтобы изучить меню, ваша цель в том, чтобы сытно поесть. Меню не может насытить вас и тем самым преобразовать вас. Это может сделать только пища, которую вы едите.
Представьте себе человека, который недоедает, и в результате у него бледный цвет лица. Цвет его лица нельзя улучшить при помощи косметики. Делать это — значит исполнять работу того, кто украшает покойников в морге. Нормальный способ — кормить этого человека день за днём питательной едой. В конце концов, пища произведёт в нём внутреннее преобразование, органическую, метаболическую перемену, которая выразится в здоровом цвете лица. Согласно тому же принципу, наше преобразование происходит только при помощи Духа, а не доктрины. Однако большинство христиан сегодня заботятся о доктрине, а не о жизни в Духе. Совсем немногие христиане заботятся о переживании божественной жизни в возрождённом духе. Нам нужно проникнуться тем фактом, что в этом разделе Первого послания Иоанна переживание божественной жизни связано с Духом Божьим в нашем духе.
В 2:28—3:10а мы видим, что у нас есть божественное рождение. Благодаря этому божественному рождению мы получили божественное семя. Теперь мы можем обитать в Боге, и нам необходимо обитать в Нём. Когда мы обитаем в Триедином Боге, Он пропитывает нас. Это не вопрос улучшения или исправления — это вопрос пропитывания. Возвращаясь к иллюстрации с тканью и краской, наше пропитывание Триединым Богом можно сравнить с тем, как краска наносится на ткань до тех пор, пока та не будет полностью пропитана краской. Наш Бог сегодня является помазанием, божественной краской. В нас находится не просто миро, а помазание, не просто краска, а окрашивание. По мере того как внутри нас происходит это окрашивание, оно пропитывает нас до тех пор, пока мы не будем насыщены этой краской. В конце концов, мы будем насквозь пропитаны и пронизаны краской. Это, конечно, никак не связано с религией, доктриной, богословием или учением. Это связано с тем, что Триединый Бог, как составной, всеобъемлющий, животворящий, обитающий в нашем духе Дух, постоянно помазывает нас. Благодаря этому помазанию мы будем до самой глубины нашего существа пропитаны всем, чем является приготовленный Триединый Бог.
Становиться выражением Триединого Бога
В результате того, что Триединый Бог пропитывает нас, мы становимся Его выражением. Поскольку мы были пропитаны Им, мы выражаем Его. В некотором смысле, после того как ткань была пропитана краской, она становится краской и выражает уже не себя, а краску, которой она пропитана. Точно так же и мы, после того как мы будем полностью пропитаны Триединым Богом, будем выражать Его. В частности, поскольку Бог праведен, когда мы будем выражать Его, мы будем выражать Его праведность.
Мы уже увидели, что слово «делать» в 2:29 означает совершать что-то привычно и постоянно. В 2:29 Иоанн говорит не просто о том, чтобы делать праведность в отдельных случаях, а о том, чтобы делать праведность привычно и постоянно, как об обычном повседневном житии. Например, собака привычно, постоянно и ненамеренно стоит на четырёх ногах. Если собака попытается встать на две лапы и будет ходить как человек, это будет не привычным действием, а попыткой поступать как человек. Точно таким же образом неверующий может делать что-то праведное с определённой целью. Однако мы, будучи детьми Божьими, делаем праведность непроизвольно, привычно, автоматически, постоянно и ненамеренно. Это значит, что у нас нет намерения совершать праведность, мы делаем праведность, потому что таково житие божественной жизни внутри нас. Поскольку мы пребываем в праведном Боге и Он пропитывает нас тем, чем Он является, мы выражаем Его праведность, живя праведной жизнью ненамеренно и привычно.
Пусть у всех нас отложится тот факт, что благодаря божественному рождению мы получили божественное семя. Теперь при помощи этого божественного семени мы можем обитать в нашем Боге. По мере того как мы будем обитать в Нём, Он будет пропитывать нас тем, чем Он является. Поскольку Он праведен, мы будем постоянно выражать божественную праведность, делая праведность привычно и ненамеренно. Вот что значит делать божественную праведность благодаря божественному рождению.