(1)
Тексты Писания: Втор. 1:2-46
Девять важных положений во Второзаконии, рассмотренные в предыдущем сообщении, раскрывают три личности: Бога, человека и Христа как слово. В этих девяти положениях проявлен Бог, обличён человек и представлен Христос.
Согласно этой книге, у Бога есть любовь, праведность, верность и благословение. У Бога есть сердце, руки, уста и глаза. Сердце Бога любящее, Его руки праведны, а Его уста верны. Всё, что исходит из уст Божьих, будет исполнено. Глаза Бога либо благословляют, либо проклинают. Таков Бог, раскрытый не только во Второзаконии, но и на протяжении всей Библии.
В отношении человека Второзаконие раскрывает, что человек — ничто. Мы ничто, мы ничего не имеем и ничего не можем сделать. Как же любящий, праведный, верный и благословляющий Бог может ожидать, что мы что-то для Него сделаем? У Бога нет подобных ожиданий. Будучи мудрым Богом, Он знает, что мы любим самих себя и что праведность мы проявляем каждый по-своему, небрежно и ради собственной выгоды. Если мы думаем, что то или иное дело в наших интересах, мы делаем его. Вот такая у нас праведность. Более того, если мы верны, то мы верны только в собственных интересах. И наконец, мы любим не благословлять других и не давать другим, а получать. Таким образом, было бы нелепо думать, что такой человек может осуществить Божий вечный замысел или исполнить Божье домостроительство.
Важные положения Второзакония — это одновременно важные положения Посланий Павла. В писаниях Павла также проявляется Бог как Тот, кто любит, кто праведен и кто верен, и как Бог благословения. Кроме того, в писаниях Павла раскрывается, что сами по себе мы ничто.
Если бы Второзаконие раскрывало только Бога как Того, кто любит, кто праведен, кто верен и кто благословляет, и нас как тех, кто есть ничто, кто ничего не имеет и ничего не может сделать, наше положение было бы безнадёжным. Однако Второзаконие также раскрывает Христа как слово. Мы ничего не можем сделать для Бога, но мы можем принимать слово как нашу жизнь и наше жизненное снабжение.
Любящий, праведный, верный и благословляющий Бог не хочет, чтобы мы что-то для Него делали. Он знает, что мы ничто, что мы ничего не имеем и что мы ничего не можем сделать. Его домостроительство, Его путь, состоит не в том, чтобы позволить нам делать что-либо самим по себе, а в том, чтобы мы всё делали при помощи Христа, Христом, через Христа и в Христе. Христос — наша жизнь и наше жизненное снабжение, поэтому мы должны каждый день питаться Им. Христос — это также наша верность и тело, то есть сущность, всего, что нам нужно (Кол. 2:17). Для нашего снабжения Христос является словом, и нам нужно постоянно соприкасаться с Ним в Слове и посредством Слова.
Знаете, что такое Библия? Библия — это не просто книга истории, повествований и учений. Библия — это воплощение Христа. Всё, чем Христос является и что Он имеет, и всё, что Христос сделал, делает, будет делать и может сделать, воплощено в Библии. Поэтому читать Библию — значит участвовать в Христе. Поскольку Библия — это Божье дыхание, Божий выдох, лучше всего изучать Библию, дыша ей, вдыхая её. Давайте научимся вдыхать дыхание Триединого Бога в святом Слове!
Мы не должны думать, что слово далеко, и не должны спрашивать, кто взойдёт на небо, чтобы принести слово вниз, или кто пойдёт за море, чтобы принести нам слово (Втор. 30:11-13; Рим. 10:6-7). Слово очень близко — оно в наших устах и в нашем сердце (Втор. 30:14; Рим. 10:8).
Христос как слово уже сошёл в Своём воплощении, и Он уже вышел из бездны, из ада, в Своём воскресении. В воскресении Он стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45) как дыханием, которым мы можем дышать. Это означает, что Он не только слово, но и Дух. Когда мы получаем Его слово, мы получаем Духа, так как слова, которые Он говорит нам, — это дух и жизнь (Ин. 6:63).
Научитесь вдыхать дыхание Отца, Сына и Духа. Если мы будем дышать приготовленным Триединым Богом, то благодать Христа, любовь Бога и общение Духа будут с нами (2 Кор. 13:14).
Когда мы будем принимать слово, вдыхая Библию, мы сможем делать в Христе то, что мы не можем сделать сами по себе. Задумайтесь над тем, что говорит Павел в Послании к филиппийцам, которое является «второзаконием», повторным изречением, слов Моисея. В Флп. 4:13 Павел мог провозгласить: «Всё могу в Том, кто даёт мне силу». Это «всё» перечисляется в стихе 8, где Павел говорит: «Всё, что истинно, всё, что достойно, всё, что праведно, всё, что чисто, всё, что любезно, всё, что одобряемо, если есть какая-нибудь добродетель и если есть какая-нибудь хвала, учитывайте это». Когда Павел ещё не был в Христе, он не мог делать ничего из этого. Но в Христе, в Том, кто давал ему силу, он мог делать всё это. Сегодня это может быть и нашим переживанием. Если мы хотим иметь это переживание, нам нужно наслаждаться Божественной Троицей, вдыхая Библию, воплощение Христа.
Увидев, что эти важные положения во Второзаконии проявляют Бога, обличают человека и представляют Христа, давайте теперь перейдём к рассмотрению обзора прошлого.
Обзор прошлого даёт тройную пользу.
Обзор прошлого приносит нам новый свет и новое откровение. Если мы хотим получить этот свет и это откровение, нам нужно быть в присутствии Господа, когда мы обозреваем своё прошлое. Иначе мы просто предадимся воспоминаниям о минувшем, и это не принесёт нам пользы. Если мы будем рассматривать своё прошлое в присутствии Господа, Он может дать нам новый свет и новое откровение согласно тому, какими мы были в прошлом.
Обзор прошлого также помогает нам узнать сердце Бога и руку Бога. Божье сердце любящее, а Его рука праведная. С точки зрения Божьего сердца Бог любящий; с точки зрения Божьей руки Бог праведный.
Обзор прошлого помогает нам познать себя, осудить плоть и научиться отвергать своё «я» и плоть. В то время как мы делали определённые вещи или проходили через определённые вещи в прошлом, нам было трудно познать себя. Но впоследствии, когда мы оглядываемся назад, мы можем получить свет и познать себя и свою плоть, благодаря чему мы можем отвергнуть своё «я» и плоть.
В том, что касается обзора прошлого, есть определённая руководящая мысль. Обозревая своё прошлое, мы должны совершать этот обзор в соответствии с этой руководящей мыслью.
В нашем обзоре прошлого мы должны руководствоваться мыслью о том, что Божье сердце любящее и что Его правительственные меры праведны.
Божье благословение требует послушания и верности человека. Послушание и верность — это два условия, которые должны быть выполнены, если мы хотим иметь право получить Божье благословение. Непослушание и неверность являются препятствиями для Божьего благословения. Если мы хотим иметь Божье благословение в нашей личной жизни, повседневной жизни, семейной жизни и церковной жизни, мы должны научиться быть послушными и верными.
Если сердце человека отворачивается от Бога, это приводит к серьёзной трагедии. Отвернуться от Бога и от Его слова, то есть от Христа, — значит потерять все благословения и подвергнуться проклятию.
Эти три момента, касающиеся любящего сердца Бога и Его праведных правительственных мер, послушания и верности человека и трагических последствий того, что человек отворачивает своё сердце от Бога, составляют руководящую мысль при обзоре прошлого. Эта мысль, которая прослеживается на протяжении Библии и отчётливо видна в Новом Завете, должна руководить нами всякий раз, когда мы намереваемся совершить обзор своего состояния.
Во Второзаконии обзор прошлого охватывает путешествие от горы Божьей до входа в Святую Землю (1:2, 19). Гора Божья, называемая горой Хорив, является одной из многих вершин Синайской горной цепи. Гора Хорив — это то место, где Моисей был с Богом и получил Божье говорение. В нашем сегодняшнем переживании гора Хорив — это то место, где Бог говорит. Благодаря тому что Бог говорит у горы Хорив, мы снаряжаемся видением о Христе и церкви, состраиваемся как священство и формируемся в войско.
Путешествие детей Израиля началось от горы Божьей. Начав путешествие от горы Хорив, они шли до тех пор, пока не достигли Кадес-Варни — входа в добрую землю.
У горы Хорив Бог снарядил, или обучил, народ знанием закона (Исх. гл. 20—23). Можно сказать, что это снаряжение было своего рода ориентацией, которую дал им Бог.
Дети Израиля были также снаряжены откровением, видением, о скинии и Ковчеге (Исх. гл. 25—27). Ковчег — это прообраз Христа, а скиния — прообраз церкви. Если сегодня мы хотим путешествовать с Богом и сражаться за Него, мы должны быть снаряжены откровением о Христе и церкви.
Увидев откровение о скинии и Ковчеге, дети Израиля участвовали в построении скинии как Божьего жилища на земле (Исх. гл. 36—38). Сегодня с нами происходит то же самое. Сначала мы видим откровение о Христе и церкви, а затем мы участвуем в сегодняшнем построении Божьего жилища на земле.
В дополнение к построению скинии было также состроено священство для служения Богу (Исх. гл. 28—30). Надлежащее служение Богу может осуществляться только священством. Отсюда видно, что служение Богу — это не что-то обычное, а что-то особенное. Это служение осуществляется группой обученных людей, которые служат Богу в качестве священников в Его жилище.
Дети Израиля были также сформированы, или составлены, в войско, чтобы путешествовать с Богом и сражаться вместе с Богом (Числ. гл. 1—9). Их путешествие было боевым путешествием, потому что в своём путешествии они должны были снова и снова вести сражение.
Прежде чем Божьи люди могли сражаться за Бога, они должны были быть состроены в качестве Его жилища, состроены в качестве служащей единицы и сформированы в священническое войско. Таким образом, дети Израиля обладали тройным статусом: они были жилищем, священством и войском.
Дети Израиля путешествовали под руководством Бога в облаке (Числ. 10:11-28, 33-36). Хотя они путешествовали по земле, они находились под небесным руководством. Ими руководило не что-то земное, а Сам Бог, который на небе. Он руководил их путешествием.
Дети Израиля начали своё путешествие от горы Иеговы (Числ. 10:33; Исх. 3:1; 24:13, 16). Сегодня наша гора Божья — это то место, где мы снаряжаемся, состраиваемся и сформировываемся в войско. Именно от этого места мы начинаем своё путешествие.
Прежде чем начать своё путешествие от горы Божьей до входа в Святую Землю, дети Израиля были снаряжены, состроены и сформированы в войско. Это показывает, что если мы не были точно так же снаряжены, состроены и сформированы в священническое войско, то мы не можем путешествовать с Богом. Сегодня есть миллионы христиан, которые не получили надлежащего снаряжения, то есть не были обучены и усовершенствованы. Кроме того, эти христиане не были состроены в качестве жилища и священства и не были сформированы в войско, чтобы сражаться за Бога. В результате они не могут путешествовать с Богом. Чтобы путешествовать с Богом под Его небесным руководством, сначала мы должны быть снаряжены, состроены и сформированы в войско.
В этом путешествии народ дошёл до Кадес-Варни — места, которое считается входом в Святую Землю (Числ. 12:16; 13:3, 26).
Расстояние от горы Божьей до Кадес-Варни составляло одиннадцать дней пути (Втор. 1:2).
Дети Израиля оскорбили Бога своим неверием. Из-за своего неверия они потратили почти сорок лет на скитание в пустыне (1:3).
Проведя сорок лет в пустыне, народ пришёл на равнину к востоку от Иордана, и там они поразили двух царей, охранявших вход в добрую землю, — Сигона, царя аморреев, и Ога, царя Васана (1:4).
Поражение этих двух царей положило конец скитанию детей Израиля по пустыне. Если мы хотим, чтобы наше скитание окончилось, нам нужно поразить сегодняшних Сигона и Ога.
Поражение этих двух царей также открыло ворота в обещанную землю.
Бог повелел детям Израиля уйти от горы Божьей, чтобы войти в добрую землю, которую Он обещал их отцам (1:5-8). Они уже были обучены Богом и сформированы в священническое войско, и в их путешествии у них была конкретная цель — добрая земля, обещанная их отцам.
Во Втор. 1:9-18 описывается назначение на должности.
Назначение на должности показывает, что поддерживать среди детей Израиля должный порядок было нелегко. Численность народа составляла более двух миллионов, и один Моисей не мог поддерживать среди них порядок.
Поддержание должного порядка было необходимо для Божьего жилища и служения Богу, а также для сражения с врагами. И для жилища, и для священства, и для войска требовался должный порядок.
Для поддержания порядка среди детей Израиля были нужны представители власти и было нужно подчинение. Представители власти представляли Бога в качестве власти. Народ должен был подчиняться этим представителям власти.
В Кадес-Варни дети Израиля совершили большую ошибку (Втор. 1:19-46; 2:14-15). В результате этой ошибки «истребилось всё поколение воинов из среды стана» (2:14).
Ошибка детей Израиля в Кадес-Варни была совершена из-за их неверия по отношению к Богу и к Его обещанию (1:32, 35). Бог верен, и Его слово, то есть Его обещание, не может не исполниться. Но народ не верил ни в Бога, ни в Его обещание. Их неверие оскорбило Бога.
В 1:31 Моисей сказал: «…в пустыне, где ты видел, что Иегова, твой Бог, носил тебя, как человек носит своего сына, на всём пути, которым вы шли, пока не пришли на это место». Бог пронёс народ по страшной пустыне от горы Божьей до Кадес-Варни. Но несмотря на то что Бог носил их, дети Израиля не верили ни в Него, ни в Его обещание.
Все, кто не верил, истребились в пустыне за тридцать восемь лет скитания (2:14-15). Это показывает, что не верить в Бога — это что-то страшное. Нам нужно остерегаться неверия.
Все воины погибли. Исключение составили только Халев и Иисус (1:36-38).
В 1:41-45 мы видим, что неверие породило непослушание Богу. Мы не слушаемся Бога, потому что не верим в Него. Неверие становится причиной нашего непослушания Богу.
Новозаветное служение — это служение веры, и новозаветное слово — это слово веры. Поэтому мы начинаем нашу христианскую жизнь и церковную жизнь верой. Без веры мы не можем жить ни христианской, ни церковной жизнью. Неверие наносит нам вред и приводит к трагедии.
С точки зрения веры в Бога мы должны забыть своё прошлое, но с точки зрения познания Бога и самих себя мы должны помнить своё прошлое. Надлежащий обзор нашего прошлого поможет нам больше не полагаться на себя, а положиться исключительно на Бога. Посредством обзора прошлого мы можем усвоить урок того, что мы ни в чём не должны полагаться на самих себя. Мы представляем собой всего лишь неверящее «я», и всё, что у нас есть, — это плоть. Поэтому мы должны научиться отвергать своё «я» и плоть и полагаться исключительно на Бога, Того, кто верен и чьи слова не могут не исполниться.