Тексты Писания: Втор. 31:1-13, 24-29
В этом сообщении мы рассмотрим последние увещевания и повеления. Хотя Моисей уже очень многое сказал в предыдущих главах, в 31-й главе он, как пожилой отец, обеспокоенный за своих детей, хотел сказать что-то ещё. Из-за того что он был очень обеспокоен за детей Израиля, иногда он вновь и вновь повторял одни и те же вещи.
В 31:1-6 содержится увещевание Моисея к народу.
Слова, которые Моисей говорил в этих стихах, были сказаны всему Израилю (ст. 1).
Моисей сказал народу, что ему сто двадцать лет и он не может больше выходить и входить и что Иегова сказал ему, что он не перейдёт Иордан (ст. 2). Это было печальное слово, потому что Моисей хотел перейти Иордан, но ему не было позволено сделать это.
В стихе 3 Моисей сказал детям Израиля, что Иегова, их Бог, — Он переходит перед ними, и Он уничтожит племена перед ними, и они лишат их владения. В этом стихе Моисей также сказал, что перед ними переходит Иисус, как говорил Иегова. Сказанное здесь Моисеем было выражением обеспокоенности за Израиля в его сердце.
В стихах 4 и 5 Моисей сказал, что Иегова поступит с племенами так, как Он поступил с Сигоном и Огом и с их землёй. Он отдаст племена перед детьми Израиля. Победа Бога над Сигоном и Огом должна была заверить народ в том, что Он поразит всех царей в Ханаане, возьмёт их землю и отдаст её детям Израиля в наследие.
Наконец, в стихе 6 Моисей воодушевлял всего Израиля укрепиться и мужаться, не бояться и не страшиться племён, ибо Иегова, их Бог, идёт с ними и Он не оставит их и не покинет их.
Стихи 7 и 8 представляют собой увещевание Моисея к Иисусу.
Моисей призвал Иисуса и говорил ему на глазах у всего Израиля. В своём увещевании к Иисусу Моисей сказал: «Укрепись и мужайся, ибо ты войдёшь с этим народом в землю, которую Иегова поклялся их отцам дать им; и ты дашь им унаследовать её» (ст. 7).
Моисей также заверил Иисуса в том, что Сам Иегова идёт перед ним и что Он будет с ним. Кроме того, Иегова не оставит его и не покинет его (ст. 8А). Поэтому Моисей закончил своё увещевание к Иисусу таким повелением: «Не бойся и не пугайся» (ст. 8Б).
В стихах 9-13 и 24-29 содержится увещевание Моисея к священникам, сыновьям Левия и старейшинам Израиля.
В стихе 9 говорится: «И написал Моисей этот закон и отдал его священникам, сыновьям Левия, носящим Ковчег Завета Иеговы, и всем старейшинам Израиля». Моисей повелел им, чтобы в конце каждых семи лет, в год отпущения, в праздник Кущей, когда весь Израиль соберётся перед Иеговой, их Богом, на месте, которое Он изберёт, они читали этот закон перед всем Израилем (ст. 10-11). Они должны были собрать народ, мужчин, женщин, маленьких детей и пришельцев, которые были у них, чтобы они слышали и учились бояться Иеговы, их Бога, и исполнять все слова этого закона (ст. 12). Они должны были делать это, чтобы их дети, которые не знали всего этого, слышали и учились бояться Иеговы во все дни, в которые они будут жить на земле, в которую они переходят, чтобы овладеть ей (ст. 13).
Когда Моисей закончил писать слова этого закона в книгу до их завершения, он дал повеление левитам, носящим Ковчег Завета, взять эту книгу закона и положить её сбоку от Ковчега, чтобы она была там как свидетельство против них (ст. 24-26). Моисей дал это повеление, потому что он знал бунтарство детей Израиля и их жестоковыйность (ст. 27А). Пока он ещё был жив с ними, они бунтовали против Иеговы; и уж тем более они будут бунтовать после его смерти (ст. 27Б)! Сказанное здесь Моисеем соответствовало его глубокой обеспокоенности за Божий народ.
Моисей собрал к себе всех старейшин колен и их исполнителей, чтобы говорить эти слова и призвать в свидетели против них небо и землю (ст. 28). Он знал, что после его смерти дети Израиля полностью развратятся и уклонятся от пути, который он заповедал им (ст. 29А). В результате с ними случится зло в последние дни, ибо они будут делать злое в глазах Иеговы, вызывая Его гнев делами своих рук (ст. 29Б).
В то время как Моисей готовился к своему уходу, его сердце было обращено на детей Израиля, но у него не было мира. Зная, что Израиль будет бунтовать против Бога, Моисей повторял своё повеление снова и снова. Он как бы говорил народу: «У меня нет мира в отношении вас, и я ни в чём не полагаюсь на вас. Вы много раз бунтовали при моей жизни, и я беспокоюсь, что после моего ухода вы будете бунтовать ещё больше». В конечном итоге то, что Моисей чувствовал в отношении детей Израиля, стало фактом, так как вскоре после этого они опять взбунтовались. Таким образом, Моисей, пожилой отец, был прав в своей обеспокоенности.
Не нужно думать, что обеспокоенность Моисея была чрезмерной. Он знал, что дети Израиля были бунтарями по своей природе, что элемент бунта был частью самого их существа. Поскольку у них была бунтарская природа, в конечном итоге они должны были ещё больше взбунтоваться против Бога. Несмотря на всё научение, которое народ получил через Моисея, судей и священников, они всё равно пошли за другими богами и стали поклоняться идолам. Они дошли до того, что поставили идолов в храме. Похоже, что дети Израиля стали бол́ьшими язычниками, чем сами язычники. Несмотря на то что они получили так много обучения, они остались прежними и продолжали бунтовать.
Нам нужно помнить, что картина, показывающая Израиля, показывает нас самих сегодня. Эта картина показывает нам, какие мы. Поскольку мы такие же по природе, как дети Израиля, их изобличение — это и наше изобличение. Многие из нас находятся в церковной жизни уже много лет; мы слышали сообщения и читали Восстановительный перевод. Однако мы ни в чём не должны полагаться на себя, потому что у нас бунтарская природа, бунтарское существо. Мы состоим из бунта. Поэтому нам, безусловно, нужны милость и благодать Господа.
Теперь мы понимаем, что Моисей незадолго до своей смерти не имел покоя в отношении детей Израиля. Его последнее увещевание, по сути, было повторением многого из того, что он говорил раньше. В частности, он увещевал их не отворачиваться от Иеговы, их Бога, и не ходить за другими богами. Он как бы говорил им: «Не забывайте, кто вы, и не забывайте, чего хочет от вас Иегова, ваш Бог. Помните моё повеление к вам и слово, которое я вам говорил. Каждые семь лет священники должны повторять этот закон перед вами. В седьмой год, в то время как вы наслаждаетесь праздником Кущей, вы должны слушать слова этого закона».
Сегодня всем нам нужно осознать, что по природе мы такие же, как дети Израиля, и мы ни в чём не должны полагаться на себя. У нас не должно быть никакой уверенности в том, что сами по себе мы способны стоять и оставаться в церковной жизни. Утром мы можем наслаждаться Господом, а через несколько часов взбунтоваться против Него. Поскольку у нас нет гарантии того, что мы можем оставаться верными Господу, давайте постоянно приходить к Нему и вдыхать Его, принимая Его как слово в своё существо.