(13)
Тексты Писания: Втор. 18:1-8, 18:9-22; 14:27; 19:1-14
В этом сообщении мы рассмотрим ещё шесть аспектов повторения общих постановлений и предписаний.
Во Втор. 18:1-8 говорится о снабжении священников-левитов и всего колена Левия. Священники входили в священство, а левиты были слугами священников. Священники непосредственно служили Богу в Его присутствии, а левиты координировались со священниками и служили им, заботясь о разнообразных практических вопросах.
У священников-левитов и у левитов не было доли и наследия с Израилем (ст. 1А, 2А). Обеспечение их жизненных потребностей зависело от верности Бога. Бог в Своей верности заботился о них через тех людей из числа детей Израиля, кто верно давал из того, что Бог дал им.
Священники и левиты должны были есть огненные приношения Иеговы и Его наследие (ст. 1Б). Наследие Бога состояло из десятин, приносимых Ему детьми Израиля. Некоторые из этих десятин предназначались священникам в пищу. Таким образом, священники питались десятинами, приносимыми Богу Его народом.
Иегова был наследием священников и левитов, как Он обещал им (ст. 2Б). У них не было какого-либо наследия помимо Самого Бога.
Доля священников включала в себя все плечи, щёки и желудки жертв, а также приношения начатков детей Израиля (ст. 3-5; Числ. 18:8-19). Священники ели Божью пищу, и они ели эту пищу перед Богом и с Богом. Какое благословение! Для нас, безусловно, было бы большой честью есть с президентом нашей страны. Но есть с Богом — это гораздо бо́льшая честь. Когда мы едим с Ним, Он иногда воодушевляет нас, чтобы мы ели больше, и тогда мы воздаём Ему наши благодарения. Мы можем наслаждаться Богом до такой степени. Это наслаждение представляет собой очень нежное благословение.
Долей левитов были все десятины Израиля (Втор. 18:6-8; Числ. 18:21-24). Дети Израиля не приносили свои десятины непосредственно Богу — они приносили их левитам. Десятины отдавались левитам, которые затем отбирали самое лучшее из десятин, чтобы принести это Богу в качестве особой десятины. Это становилось Божьей пищей, которая также была пищей священников. Бог и священники питались десятинами, которые левиты приносили Богу.
Дети Израиля не должны были оставлять левитов, которые были внутри их ворот (Втор. 14:27). Божий народ должен был помнить левитов, которые служили Богу, у которых не было наследия с Израилем и которые существовали за счёт десятин от народа.
В 18:9-14 мы видим запрет совершать гадание, предсказывать, толковать предзнаменования, ворожить, заниматься чародейством, обращаться к духу мёртвых или к знакомому духу и спрашивать мёртвых. Делавшие всё это были мерзостью для Иеговы, и за эти мерзости Иегова Бог лишал племена владения перед детьми Израиля (ст. 12). Иегова не позволял детям Израиля совершать эти мерзости.
Среди детей Израиля совершение гадания было запрещено. Гадание — это попытка узнать о будущем сверхъестественным способом. Люди пытаются узнать о будущем таким путём, потому что они беспокоятся о своём благополучии. Бог сотворил нас по Своему образу с тем намерением, чтобы мы выражали Его. Он даже наделил нас властью, чтобы мы правили всеми остальными тварями. Таким образом, нам как существам, сотворённым Богом, было дано очень высокое положение. Занимая такое положение, Адам не беспокоился о своём благополучии. Однако люди пали, и теперь все падшие люди беспокоятся о своём благополучии. Падшие люди также озабочены такими вещами, как долголетие, мир и благосостояние. Все хотят жить мирной, беззаботной жизнью. Те, кто ищет благополучия, долголетия, мира и благосостояния, могут заниматься гаданием, чтобы узнать что-нибудь о будущем. Такие люди могут искать контактов со злым царством врага, которое наполнено бесами и злыми духами.
Гадание — это, по сути, ложное извещение о будущем при помощи бесов и злых духов. Те, кто беспокоится о своём будущем, особенно о своём благополучии, и кто обращается к практике гадания, обычно оказываются обмануты ложными обещаниями, которые дают бесы и злые духи. Бесы и злые духи, которые часто прячутся за желанием обрести благополучие, долголетие, мир и благосостояние, могут давать тем, кто совершает гадание, ложные сведения в отношении будущего.
Предсказывание тоже было запрещено. Предсказывание, как и гадание, имеет целью известить о будущих событиях. Те, кто занимается предсказыванием, могут говорить приятные слова утешения, успокоения и воодушевления. Те, кто хочет услышать такие слова о своём будущем, могут пойти к предсказателю.
Детям Израиля не разрешалось толковать предзнаменования. Предзнаменование — это какая-либо примета. Если кто-то беспокоился о своём предприятии, он мог обратиться к человеку, который мог показать ему предзнаменование, или примету, указывавшую на то, что в следующем году его предприятие будет процветать. Такое толкование предзнаменований было запрещено.
Согласно стихам 10 и 11, ворожба и чародейство также были запрещены. Ворожба — это своего рода колдовство, которое используется для того, чтобы обманывать людей. Чародейство имеет целью навести на человека проклятие.
Наконец, у детей Израиля не должно было находиться обращающегося к духу мёртвых или к знакомому духу и спрашивающего мёртвых. За то, что хананеи делали эти мерзости, они были лишены владения перед детьми Израиля, которым было запрещено заниматься этими злыми делами.
В 18:15-19 Моисей говорил о том, что Иегова Бог воздвигнет детям Израиля пророка (грядущего Христа), как Моисея. В Деян. 3:22 сказанное в этих стихах применяется к Христу. Это указывает на то, что Христос — это и есть Пророк, обещанный Богом Его народу, детям Израиля.
Пророк должен был быть из их братьев (ст. 15А). Это означает, что Христос как грядущий Пророк будет и человеческим, и божественным, что Он будет Бог, воплотившийся и ставший человеком, то есть Богочеловек. Христос как Бог не мог быть братом из евреев, но как Тот, кто воплотился, кто облёкся в человеческую природу и кто был евреем, Христос был из Своих братьев.
Моисей сказал детям Израиля, что они должны слушать этого Пророка (Втор. 18:15Б).
То, что Бог воздвигал Пророка, делалось согласно всему, что дети Израиля просили у Иеговы, своего Бога, у Хорива (ст. 16-17). Они сказали Моисею, что не могут слышать голос Бога. Они хотели, чтобы у них был посредник, который сможет слышать Божье слово и передать его им. Поскольку они хотели, чтобы у них был пророк, Моисей пообещал, что Бог исполнит их желание иметь пророка.
«Пророка Я воздвигну им из среды их братьев, как тебя; и Я вложу Мои слова в Его уста, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему» (ст. 18). Это показывает, что Бог воздвигнет этого Пророка через воплощение Христа, чтобы Он говорил слово Божье (Ин. 1:14; 3:34; 7:16-17; Евр. 1:2А). Когда пришёл Господь Иисус, Он, безусловно, говорил слово Божье. Говорить слово Божье — значит раздавать Бога, изрекать Бога, вкладывая Его в других. Именно это делал Господь Иисус как воздвигнутый Богом Пророк.
Во Втор. 18:20-22 говорится о лжепророке. Лжепророком был тот, кто дерзко говорил слово Божьим именем, которое Бог не повелел ему говорить, или кто говорил именем других богов (ст. 20А). Такого пророка следовало предать смерти (ст. 20Б). Когда пророк говорил именем Иеговы, а это не сбывалось, это было то, чего Иегова не говорил (ст. 22).
Дети Израиля должны были отделить города-убежища (19:1-13) — города, в которые могли убегать те, кто случайно убил человека. Эти города обозначают то, что Бог приготовил Христа в качестве убежища для всех грешников.
Числа, связанные с городами-убежищами, имеют важное значение. Для удобства городов-убежищ должно было быть шесть, по три на каждой стороне Иордана. Число шесть обозначает человека, сотворённого на шестой день. Число три обозначает Триединого Бога. Триединый Бог пришёл в воплощении, чтобы стать нашим убежищем. Он заботится о нас. Кроме того, число два, на которое указывает тот факт, что города были на двух сторонах Иордана, обозначает свидетельство или свидетеля. Триединый Бог, воплощённый в воплотившемся Христе, пришёл туда, где мы живём, чтобы стать нашим убежищем. Он не просил нас прийти туда, где находится Он; Он Сам пришёл туда, где находимся мы. Именно поэтому, когда мы благовествуем, мы не должны просить людей прийти к нам. Наоборот, мы должны принести им благую весть. Если мы просим других людей прийти к нам, это противоречит Божьему предписанию. (О подробностях относительно городов-убежищ можно прочитать в сообщении Жизнеизучения, посвящённом Числ. 35:9-34.)
«Не передвигай межу твоего ближнего, которую провели твои предки в твоём наследии, которое ты унаследуешь в земле, которую Иегова, твой Бог, даёт тебе, чтобы ты владел ей» (Втор. 19:14). В конечном итоге земля была разделена по жребию и были установлены межи. Передвижение такой межи не разрешалось верным Богом, который дал детям Израиля добрую землю, чтобы они владели ей. Передвигать межу означало изменять Божье предписание.
Все вышеизложенные постановления и предписания показывают, что наш Бог внимательный и что Он заботится о мелочах. Они также раскрывают, что в заботе о Своих людях Он любящий, святой, праведный и справедливый.
Шесть положений, рассмотренных в этом сообщении, можно сгруппировать в три пары. Первая пара — это снабжение священников-левитов и всего колена Левия и запреты на определённые злые дела. Первый момент показывает, что Бог и Его народ, включая служащих, — это одна большая семья. В этой семье Бог Отец является источником. Он дал добрую землю Своим детям, которые затем должны были обрабатывать её. В конечном итоге они пожинали урожай, которым должны были наслаждаться и Бог, и весь народ. Они должны были приносить долю произведений служащим, а служащие должны были приносить долю полученного ими Богу. Так Бог и Его служащие разделяли десятины и жили вместе.
У Бога большая семья, и вся эта семья, включая Бога, Того, кто дал добрую землю, связана с этой доброй землёй. Добрая земля — это прообраз всеобъемлющего Христа. Бог питается произведениями этой земли. Если мы не будем трудиться на доброй земле, для Бога не будет пищи. Божья пища — это произведения доброй земли, и эти произведения появляются благодаря нашему труду. Если мы не будем трудиться над Христом как доброй землёй и не будем переживать Христа, то как Христос сможет стать Божьей пищей? Нам нужно трудиться над Христом и переживать Христа. Тогда Христос будет произведениями, которые будут служить не только для нашего удовлетворения, но и для удовлетворения Бога.
Злые дела, о запрете на которые говорится в 18:9-14, указывают на то, что есть и другая семья, полная таких дьявольских и бесовских вещей, как гадание, предсказывание, ворожба и колдовство. Падшие люди, потеряв Бога, обращаются к этим злым вещам ради благополучия, долголетия, мира и благосостояния. Мы не имеем ничего общего с этими вещами, потому что наше наследие, благополучие и будущее — это Сам Бог. Он является для нас всем, в том числе нашим удовольствием и развлечением. Но те, кто потерял Бога как своё наслаждение, находятся во тьме и, обращаясь от Бога к другому источнику, занимаются этими злыми, бесовскими вещами, на которые Бог накладывает запрет.
Вторую пару составляют Пророк, которого должен был воздвигнуть Бог, и лжепророк. Триединый Бог, воплощённый в Христе как Дух, является не только нашей долей и нашим наслаждением, но и нашим Пророком. Будучи нашим Пророком, Он говорит нам Божье слово. Наше будущее — в Нём.
Третья пара включает в себя слово о городах-убежищах и слово о передвижении межи ближнего. С одной стороны, здесь сказано слово, показывающее, что Христос является нашим городом-убежищем, что Он является тем местом, в которое мы можем убежать. С другой стороны, здесь звучит предостережение в отношении жадности. Жадные люди иногда испытывают желание изменить Божье предписание, передвинув межу своего ближнего. Чтобы получить побольше для себя, они вторгаются в землю, принадлежащую другим. Это — мерзость в глазах Бога. Вместо того чтобы проявлять жадность и вторгаться в удел другого человека, мы должны учиться быть довольными своим Христом. Если у нас есть доля, которую предписал Бог, мы должны быть довольны. Давайте все наслаждаться Христом и довольствоваться Им.