(7)
Тексты Писания: Втор. 14:3-21, 28-29; 26:12-15; 15:1-11
В предыдущих сообщениях мы рассматривали общие советы и предостережения (5:32—13:18). В этом сообщении мы начнём рассматривать повторение общих постановлений и судов.
Во Втор. 14:1—26:19 рассматриваются общие постановления и суды. Слово «суды» здесь, по сути, означает «предписания». Когда к постановлению добавляется суд, постановление становится предписанием.
В 13-й главе речь идёт об отступничестве, а в 14-й главе — о еде. В стихах с 3 по 21 рассматривается вопрос святого рациона. Нам нужно проявлять осторожность в отношении того, что мы едим, потому что через пищу, которую мы едим, могут передаваться микробы.
Святой рацион служит обозначением того, какие люди нечисты, а какие чисты, то есть пригодны для того, чтобы Божьи люди соприкасались с ними, так чтобы оставаться святыми. В глазах Бога соприкасаться с людьми — значит есть, то есть принимать что-то внутрь себя в качестве подкрепляющей субстанции.
Будучи Божьими святыми людьми, мы должны проявлять осторожность не только в отношении разделения и отступничества, но и в отношении того, с какими людьми мы соприкасаемся. Поскольку мы люди, нам нужно общество. Мы не можем жить обособленно, без контактов с другими. При контактах с людьми нам нужно проявлять осторожность, так как в наших контактах с другими людьми мы можем получить то, какими они являются, то, что у них есть, и то, что они знают. Контакты с людьми — это в некотором смысле еда, а как говорят диетологи, мы есть то, что мы едим. Это значит, что в конечном итоге мы становимся такими, как те люди, с которыми мы соприкасаемся. Поэтому в контактах с другими людьми нам нужно быть проницательными в отношении того, кто нечист, а кто чист. (Подробно об этом можно прочитать в сообщении Жизнеизучения, посвящённом 11-й главе Левита.)
«Не вари козлёнка в молоке его матери» (14:21Б). Молоко матери предназначено для питания, а варить козлёнка — это то же самое, что убивать его. Это показывает, что в глазах Бога любые животные, которых убивали ненадлежащим образом, были нечисты с точки зрения употребления в пищу, то есть с точки зрения контакта.
Молоко в стихе 21Б — это прообраз молока Божьего слова (жизненного снабжения Христа), которое используется для того, чтобы питать новых верующих (1 Пет. 2:2; Евр. 5:1213; 1 Кор. 3:2). Запрет варить козлёнка в молоке его матери — это прообраз того, что молоко Божьего слова не следует использовать для того, чтобы убивать новых верующих в Христа. Мы должны использовать молоко слова, то есть Христа как жизненное снабжение, для того, чтобы питать новорождённых христиан, а не для того, чтобы убивать их. Однако многие христианские учителя использовали слово Божье не для того, чтобы питать других людей, а для того, чтобы «варить» их. Именно это делают сегодня те, кто производит разделения. Те, кто производит разделения, используют стихи из Библии, чтобы «варить», убивать, новичков. Они варят козлят в молоке их матери. В практике нового пути мы должны использовать стихи из Библии, чтобы питать новых верующих. Слово Христово, которое производит молоко, должно всегда использоваться для того, чтобы питать младенцев в Христе. Его ни в коем случае нельзя использовать для того, чтобы убивать их.
С одной стороны, мы не должны есть, не проявляя проницательности; с другой стороны, мы не должны допускать, чтобы козлёнка варили в молоке его матери. Мы должны помогать молодым верующим и защищать их, чтобы они не были «сварены» теми, кто производит разделения.
В 12-й и 13-й главах Второзакония мы видим, что мы должны ненавидеть разделение и отступничество и избегать их. Для этого нам нужно проявлять проницательность в наших контактах с людьми, как показано в 14-й главе. Определённые люди могут нести микробы разделения и ереси. Если мы будем соприкасаться с такими людьми, не проявляя проницательности, мы заразимся, может быть, даже сами того не осознавая, так как эти микробы очень заразны. Заразившись таким образом, тот или иной святой охладеет к восстановлению и к церковной жизни. Поэтому, чтобы избежать разделения и отступничества, мы должны проявлять осторожность в контактах с людьми. Кроме того, мы должны защищать молодых верующих от тех, кто хочет использовать молоко слова, чтобы «сварить» их, то есть убить их.
В нескольких разделах Второзакония говорится о помощи нуждающимся (Втор. 14:28-29; 26:12-15; 15:1-18; 23:15-16, 19-20; 24:6, 10-15, 17-22).
Постановление о помощи нуждающимся включает в себя много положений. Прежде всего должна была оказываться помощь десятинами в конце каждых трёх лет (14:28-29; 26:12-15). Бог повелел детям Израиля ежегодно приносить Ему десятины. Каждый год десятина от их произведений должна была приноситься Богу. В дополнение к этому в 14:28 было ещё одно повеление о десятинах: «В конце каждых трёх лет выноси всю десятину от твоих произведений в тот год и клади внутри твоих ворот». Раз в три года они должны были откладывать ещё одну десятую часть внутри своих ворот как избыток, чтобы показать полноту богатых произведений доброй земли.
То, что откладывалось внутри их ворот, предназначалось для нуждающихся. «И пусть придёт левит — ибо у него нет доли и наследия с тобой, — и пришелец, и сирота, и вдова, которые внутри твоих ворот; и пусть они едят и насыщаются, чтобы благословил тебя Иегова, твой Бог, во всяком деле твоих рук, которое ты будешь делать» (14:29). Таким образом нужно было заботиться о левитах, у которых не было ни работы, ни другого источника дохода и которые жили тем, что давал им Бог, постоянно служа Ему. Необходимо было также обеспечивать пришельца, сироту и вдову. Сегодня мы тоже должны заботиться о нуждающихся среди нас. Под покрытием Господа я могу свидетельствовать, что для меня невыносимо видеть, что кто-либо из святых испытывает недостаток в том, что им необходимо для нормальной жизни. Я чувствую, что я должен что-то сделать, чтобы удовлетворить их нужду. В Господнем восстановлении нам нужно заботиться о тех, кто постоянно служит Господу, и об остальных нуждающихся.
Те, кто давал десятину от своих произведений в третий год, год десятины, могли сказать перед Иеговой, их Богом: «Я вынес святое из моего дома и также отдал его левиту и пришельцу, сироте и вдове согласно всей Твоей заповеди, которую Ты заповедал мне; я не преступил ни одну из Твоих заповедей и не забыл их. Я не ел от него в моей печали, и не выносил ничего от него, когда был нечист, и не давал от него для умерших. Я слушал голос Иеговы, моего Бога; я сделал согласно всему, что Ты заповедал мне» (26:13-14). Даже если тот, кто давал десятину, был в печали или переживал страдания, он не ел ради собственного удовольствия то, что было отложено для нуждающихся. Поэтому тот, кто давал десятину, мог также сказать в молитве: «Опусти взор из Твоей святой обители, с неба, и благослови Твой народ, Израиля, и землю, которую Ты дал нам, как Ты поклялся нашим отцам, — землю, текущую молоком и мёдом» (ст. 15). Из этого следует, что если мы будем заботиться о нуждающихся ради Бога, то Бог, несомненно, благословит наш труд и наши предприятия. Это благословение будет воздаянием нам от Бога. На первый взгляд мы даём; на самом деле мы получаем. Тем не менее давать намного блаженнее, чем получать.
В 13-й главе Второзакония мы видим, что Бог заботится о Себе, а в 12-й главе — что Он заботится о Своих людях как Своём выражении. Здесь же, в стихах о помощи нуждающимся, мы видим, что Бог заботится обо всех тех, кто является частью Его выражения. Если говорить новозаветным языком, это означает, что Христос заботится о каждом члене Своего Тела. Все мы должны следовать этому образцу. Мы должны любить Господа Иисуса, мы должны любить Его Тело, и мы должны заботиться о нуждах всех членов. В нашей заботе о нуждах святых будет очень хорошо, если мы подготовимся к этому, составив бюджет. Это значит, что мы должны регулярно откладывать что-то, что мы сможем использовать для заботы о нуждающихся святых. В этом вопросе нам нужно действовать на регулярной основе, потому что Божьи люди живут на земле в практическом смысле. Жизнь Божьих людей — это нечто практическое, поэтому и их нужды следует удовлетворять практически и регулярно.
Во Втор. 15:1-6 Моисей дал повеление об отпущении в конце каждых семи лет. «В конце каждых семи лет совершай отпущение» (ст. 1). Каждый заимодавец должен был отпустить из своей руки то, что он дал взаймы своему ближнему. Любой израильтянин должен был делать это, даже если он дал что-то взаймы своему ближнему незадолго до наступления года отпущения. Это требование об отпущении в конце каждых семи лет связано с тем, как Бог уравновешивает социальное благосостояние и природные ресурсы среди Своих людей. Можно сказать, что Бог на практике осуществлял некий «божественный коммунизм».
«Вот порядок отпущения: Пусть каждый заимодавец отпустит из своей руки то, что он дал взаймы своему ближнему; пусть он не взыскивает это со своего ближнего и со своего брата, ибо провозглашено отпущение Иеговы» (ст. 2). Однако для этого небесного коммунизма было одно ограничение: дети Израиля должны были отпускать только своих братьев, но не иноплеменников (ст. 3). Если Божьи люди будут отпускать из своей руки то, что они дали взаймы своим братьям, то они принесут Божье благословение, состоящее в том, что у них не будет нуждающегося (ст. 4-5). Кроме того, благодаря Божьему благословению они будут давать взаймы многим племенам и править многими племенами. «Иегова, твой Бог, благословит тебя, как Он обещал тебе. И ты будешь давать взаймы многим племенам, а сам не будешь брать взаймы; и будешь править многими племенами, а тобой не будут править» (ст. 6).
Божьи люди должны были не только совершать отпущение каждые семь лет; от них также требовалось, чтобы они давали взаймы нуждающимся братьям. Во Втор. 15:7-11 говорится о даянии взаймы нуждающимся братьям. Некоторые люди из народа могли потерять деньги в год отпущения, и в результате они могли решить, что больше никогда не будут давать взаймы. Поэтому было необходимо предписание, в котором определялось требование о даянии взаймы нуждающимся.
Дети Израиля не должны были ожесточать своё сердце и закрывать свою руку от нуждающегося брата (ст. 7). Предположим, что какой-нибудь нуждающийся брат один раз попросил израильтянина дать ему взаймы, а в год отпущения этот брат был освобождён от своего долга. Если бы этот нуждающийся брат ещё раз попросил у того же человека взаймы после года отпущения, этот человек мог бы ожесточить своё сердце и закрыть свою руку. Но это запрещалось предписанием, в котором определялось даяние взаймы нуждающимся братьям.
Народ должен был открыть свою руку нуждающемуся и дать взаймы достаточно для его нужды, в чём бы он ни нуждался (ст. 8). Сегодня мы не должны проявлять нежелание в отношении того, чтобы давать нуждающимся братьям среди нас. Когда мы даём, чтобы удовлетворить потребности нуждающихся братьев, Господь воздаёт нам намного больше, чем мы дали. Все добровольно дающие верующие могут засвидетельствовать об этом.
В стихе 9 дети Израиля получили предостережение о том, чтобы в их сердце не было негодной мысли в отношении даяния взаймы нуждающимся братьям: «Остерегайся, чтобы не было в твоём сердце негодной мысли: „Приближается седьмой год, год отпущения“, — и тогда твой глаз озлобится на твоего нуждающегося брата, и ты не дашь ему, и он воззовёт против тебя к Иегове, и это станет тебе грехом». Если израильтянин отказывался дать взаймы нуждающемуся брату из-за того, что приближался год отпущения, это означало, что глаз этого израильтянина озлобился на нуждающегося брата.
«Ты должен дать ему, и пусть твоё сердце не огорчается, когда ты будешь давать ему; ибо за это Иегова, твой Бог, благословит тебя во всяком твоём деле и во всех твоих предприятиях» (ст. 10). Дети Израиля должны были быть довольны после своего даяния, зная, что Бог благословит их. Сегодня мы не должны огорчаться, когда даём нуждающимся. Наоборот, мы должны быть довольны, зная, что Бог благословит нас и воздаст нам намного больше.
«Нуждающиеся не исчезнут из этой земли; поэтому я повелеваю тебе: Ты должен открыть твою руку твоему брату, твоему бедному и твоему нуждающемуся в твоей земле» (ст. 11). В качестве испытания для детей Израиля в их земле всегда должны были быть нуждающиеся.
В главах Второзакония с 12-й по 15-ю раскрывается, что нам нужно ненавидеть отступничество, избегать разделения, быть проницательными в контактах с людьми, защищать своих духовных детей и быть щедрыми в даянии. Нам нужно осознать, что мы никогда не понесём утраты в результате даяния Господу. Господь богат, но некоторые из Его людей бедны. Поэтому нам нужно заботиться о постоянно служащих (левиты), пришельцах, сиротах, вдовах и нуждающихся братьях. Все мы должны избегать разделения и отступничества, проявлять проницательность в контактах с другими людьми, защищать духовных детей, а наши сердце и рука должны быть всегда открыты, чтобы давать, помогая нуждающимся.