Тексты Писания: Втор. 12:1-32
В этом сообщении я хотел бы сказать ещё несколько слов о повелении, которое Моисей дал детям Израиля в отношении того, как поклоняться Богу.
Повторение закона в 5:1—11:32 носит довольно общий характер, но в 12:1-32 оно очень конкретно. В этой главе делается акцент на требовании о том, чтобы в вопросе центра поклонения мы приняли Божий выбор. Снова и снова здесь говорится, что нужно приходить на «то место, которое изберёт Иегова, ваш Бог» (ст. 5, 11, 14, 18, 21, 26). Мы не должны придерживаться каких-либо предпочтений — мы должны принять Божий выбор. Божий выбор — это уникальная почва, надлежащее место для поклонения Богу.
Почему Моисей так конкретно говорил в 12-й главе о требовании приходить на место Божьего выбора? Моисей проявил конкретность в этом вопросе, потому что это было связано с сохранением единства Божьих людей. Если бы не было такой конкретной почвы для поклонения Богу, дети Израиля оказались бы разделены. Предположим, что у каждого из двенадцати колен была бы свобода выбирать место поклонения. Тогда, разумеется, каждое колено выбрало бы какое-нибудь место на своей территории и они естественным образом разделились бы на двенадцать частей. Именно по этой причине детям Израиля было строго запрещено делать собственный выбор в отношении места для поклонения Богу. Моисей многократно говорил им, что они должны приходить на то место, которое избрал Бог, и поклоняться Ему там. «К месту, которое изберёт Иегова, ваш Бог, из всех ваших колен, чтобы положить там Своё имя, к Его обители, обращайтесь и туда приходите. И туда приносите ваши всесожжения, и ваши жертвы, и ваши десятины, и возношение вашей руки, и ваши обеты, и ваши добровольные приношения, и первородных вашего крупного и мелкого скота» (ст. 5-6).
Дети Израиля должны были приходить на то место, которое избрал Бог, несмотря на то что для многих колен такое путешествие было долгим и трудным. Три раза в год израильтяне должны были приходить со своими семьями на место Божьего выбора. Кроме того, они должны были приносить туда свои десятины и приношения, включая скот. Согласно повествованию в Ветхом Завете, единство среди детей Израиля сохранялось благодаря тому, что они приходили в центр поклонения, избранный Богом.
Об этом сохранении единства говорится в 133-м Псалме. Этот псалом является одной из песен восхождений (Пс. 120—134) — песен, которые дети Израиля пели, восходя на гору Сион для поклонения Богу. Совершая восхождение, они пели: «Вот, как хорошо и как приятно братьям жить в единстве!» (133:1). Об этом единстве говорится, что оно «как лучшее масло на голове, стёкшее на бороду, бороду Аарона, стёкшее на подол его одежд» (ст. 2). Об этом единстве также говорится, что оно «как роса Ермона, сошедшая на горы Сиона» (ст. 3). В 133-м Псалме мы видим прекрасную картину единства Божьего народа, которое они должны были сохранять, приходя поклониться Богу на месте Его выбора.
В прообразе, показанном в 12-й главе Второзакония, дети Израиля должны были приходить в конкретную географическую точку. Это значит, что в Ветхом Завете избранная почва представляла собой реально существовавшее физическое место. Услышав это, некоторые могут спросить: «Как нам применить этот прообраз к нашей сегодняшней ситуации? Значит ли это, что все верующие должны собираться в каком-то определённом месте три раза в год?» При ответе на эти вопросы нам нужно осознавать, что исполнение прообраза, показанного в 12-й главе Второзакония, связано не с географическим местом, а с нашим духом. Это подтверждается сопоставлением сказанного в Эф. 2:22 и в Ин. 4:21-23. В Эф. 2:22 Павел сказал, что мы созидаемся вместе «в жилище Божье в духе». В 4-й главе Евангелия от Иоанна Господь Иисус отвечал на вопрос самарянки о надлежащем месте для поклонения Богу. Он сказал ей: «Наступает час, когда не на этой горе и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Наступает час, и ныне он настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе…» (ст. 21, 23). Это ясно показывает, что надлежащая почва для поклонения Богу сегодня находится в нашем духе. Божья обитель, Божье жилище, находится в нашем духе. Если мы в духе, то мы находимся в должном месте для поклонения Богу.
Кто-то, возможно, спросит, почему мы делаем акцент на поместной церкви, если место для поклонения Богу — это наш дух. Из соображений удобства и практичности мы собираемся в разных городах, в которых мы живём. На первый взгляд мы разделены с точки зрения географии, так как мы собираемся в отдельно расположенных городах по всему миру. Но на самом деле мы остаёмся в единстве и не разделяемся, потому что, где бы мы ни были, мы собираемся в имени Господа, в духе и с крестом. Таким образом, независимо от того, где мы находимся, все мы собираемся в одном и том же месте.
Недавно на молитвенном собрании церкви в Анахайме присутствовали святые из нескольких разных стран. Можно сказать, что у нас было международное молитвенное собрание. Никто не давал наставления о теме нашей молитвы и о том, как мы должны молиться. Тем не менее мы молились в единодушии. Мы могли быть в таком единстве, потому что несмотря на то, что мы отделены друг от друга географически, все мы собираемся в одном и том же месте — в имени Господа, в нашем духе и с крестом.
То, что происходит среди большинства сегодняшних христиан, сильно отличается от этого. Они собираются не в единстве, а во множестве разных деноминаций. Даже если христиане из различных деноминаций собираются вместе, им бывает трудно вместе молиться. Каждый молится с оттенком, свойственным его деноминации. Если верующие в Христа должны быть едины, то они должны отказаться от всего деноминационного и собираться просто в имени Господа Иисуса, в духе и с крестом. Это и есть единство, и это — надлежащая почва для поклонения Богу.
Многие христиане разделены своими предпочтениями. Несмотря на то что они живут в одном городе, они не хотят собираться вместе, потому что хотят придерживаться собственного предпочтения. В Господнем восстановлении нас интересуют не наши предпочтения, а присутствие Господа. В Мф. 18:20 Господь Иисус сказал: «Где двое или трое собраны в Моё имя, там Я посреди них». Где бы мы ни были: в Анахайме или Тайбэе, в Лондоне или Токио, мы должны быть собраны в имя Господа и мы должны собираться в нашем духе и с крестом. Если все мы будем делать это, то все мы будем собираться в одном и том же месте, несмотря на то что мы собираемся в разных городах. Это единое место является почвой уникального единства.
В Господнем восстановлении у нас есть одно имя и один Дух. Все мы собираемся в имени Иисуса Христа, и все мы собираемся в слитом духе — в возрождённом человеческом духе, в котором обитает Святой Дух. Мы собираемся вместе в этом духе, а не в своих представлениях, желаниях, предпочтениях и выборе. Кроме того, когда мы собираемся, мы не должны уходить от креста, прообразом которого является жертвенник перед скинией. При входе в церковь находится крест, и, чтобы нам как церкви собираться вместе, мы должны переживать крест. В церкви не может быть плоти, нашего «я» и природного человека. Всё это должно быть распято. Таким образом, мы собираемся в имени Господа Иисуса, в слитом духе и с крестом. Это и есть то место, где мы собираемся, и здесь у нас есть единство, которое мы стараемся сохранять в уникальном имени Господа.