(7)
Тексты Писания: Числ. 6:1-5
Я по-настоящему восхищаюсь последовательностью в расположении глав в Числах. В главах с 1-й по 4-ю содержится запись о формировании божественного войска, которое сражается за Бога и служит Богу. Непосредственно после этой записи идёт глава о мерах в отношении осквернения. Затем говорится о проверке нашего целомудрия, которая должна определить, являемся ли мы простыми, чистыми и целомудренными по отношению к Тому, кого мы любим. Вслед за этим идёт глава о назореях. В этом сообщении мы начнём рассматривать эту главу о назореях.
VII. Быть освящённым — быть назореем
Бог хочет, чтобы все Его люди были назореями. Быть назореем — значит быть абсолютно и окончательно освящённым для Бога. Быть освящённым таким образом — значит предназначаться исключительно для Бога.
Раздел о мерах в отношении осквернения показывает, что Бог хочет, чтобы Его люди были чистыми, праведными и верными. Проверка на целомудрие указывает на то, что Бог хочет, чтобы мы любили только Его, любили Его своим сердцем, своим разумом, чувствами и волей и своей физической силой (Мк. 12:30). Он хочет, чтобы у нас не было никого и ничего помимо Него в качестве нашей первой любви и единственной любви. Но даже если мы будем так любить Его, мы всё равно можем не быть абсолютно и окончательно отданы Ему.
В качестве иллюстрации того, что значит любить Господа, но при этом не быть абсолютно отданным Ему, можно использовать супружескую жизнь. Возможно, Бог по Своей благосклонности дал вам жену, которая по-настоящему любит вас. Но несмотря на то что она любит вас и совершенно целомудренна по отношению к вам, она может не быть полностью, абсолютно и окончательно отдана вам. Даже самая любящая жена в некоторых вещах всё равно в какой-то мере отдана себе.
Сказанное о назорее представляет собой проверку нашей абсолютности. Если мы хотим быть назореями, мы должны быть абсолютно, полностью и окончательно отданы Богу.
А. Назорей обозначает Господа Иисуса в том, что Он жил для Бога в Своём человечестве
Согласно системе прообразов, единственным назореем среди человеческого рода является Господь Иисус. Следовательно, назорей — это прообраз Христа. Назорей обозначает Господа Иисуса в том, что Он жил для Бога в Своём человечестве.
Б. Освящается, давая особый обет, чтобы отделить себя для Бога
В Числ. 6:2 говорится о том, что мужчина или женщина даёт «особый обет, обет назорея, чтобы отделить себя для Иеговы». Здесь мы видим, что назорей освящается, давая особый обет, чтобы отделить себя для Бога. Возможно, когда-то мы давали обет Господу, но этот обет не был очень решительным и абсолютным и мы не исполняли его. Можете ли вы дать обет и оставаться верным этому обету всю свою жизнь?
1. Отделение, освящение, себя для Бога следует за принятием мер в отношении всякого осквернения
Существует разница между отделением и освящением. Отделение касается отрицательной стороны, а освящение — положительной. Что касается отрицательной стороны, мы отделяем себя от мирских людей. Что касается положительной стороны, мы освящаем себя, то есть отдаём себя Богу. Сначала мы отделяемся, а затем освящаемся.
Отделение, освящение, себя для Бога должно следовать за принятием мер в отношении всякого осквернения (5-я глава). Это логично, так как меры в отношении осквернения должны предшествовать обету назорея.
2. Священники являются таковыми благодаря своему рождению
Священники, которые являются таковыми благодаря своему рождению, назначаются Богом по Его инициативе. Священник должен быть назореем, человеком, который абсолютно отдан Богу. Это соответствует Божьему назначению. Человек становится священником по Божьей инициативе. Это зависит не от того, что делает человек, а от того, что делает Бог в отношении этого человека.
3. Назореи становятся таковыми благодаря обету
Назорей, становящийся таковым благодаря обету, отделяется для Бога сам, по собственной инициативе. Это означает, что человек не является назореем благодаря рождению, но он может сделаться назореем, дав особый обет. Таким образом, священники назначаются Богом по Его инициативе, а назореи становятся таковыми благодаря обету, по собственной инициативе. Сегодня мы находимся в Господнем восстановлении по инициативе Бога, а также по нашей собственной инициативе. Необходимо и то и другое.
4. Для осуществления Божьего замысла в дополнение к Божьему назначению требуется содействие человека
Для осуществления Божьего замысла в дополнение к Божьему назначению требуется содействие человека. Иллюстрацией этого служит случай Самуила. Самуил был назореем, который дополнял не справлявшегося со своими обязанностями Илия, священника, назначенного Богом. В старости Илий уже не мог справляться с некоторыми своими обязанностями. Однако Самуил по собственной инициативе восполнил пробел, вызванный неполноценностью Илия, и тем самым дополнил Илия, не справлявшегося с обязанностями.
В. Воздерживается от вина и всего, что связано с его источником
«Пусть он отделит себя от вина и крепкого напитка; пусть он не пьёт ни уксуса из вина, ни уксуса из крепкого напитка и пусть не пьёт никакого сока из винограда и не ест ни свежего, ни сушёного винограда. Во все дни своего отделения пусть он не ест ничего, что произведено виноградной лозой, от косточек и до кожуры» (ст. 3-4). Здесь мы видим, что назорей должен был воздерживаться от вина и всего, что связано с его источником. Это обозначает воздержание от земного наслаждения и удовольствия (ср. Пс. 104:15; Эккл. 10:19). Воздерживаться от любого вина — значит воздерживаться от любого земного наслаждения и удовольствия.
Мы должны остерегаться всего земного, что приносит нам радость. Земное удовольствие ведёт к потворству вожделениям в поведении и в намерениях. Земное наслаждение и удовольствие оскверняло назорея.
Назорей должен был воздерживаться от уксуса из вина, от сока из винограда и от свежего и сушёного винограда. Это обозначает воздержание от всего, что приводит к земному наслаждению или удовольствию. Уксус ставится в один ряд с вином, потому что у них один источник. Запрету подлежат и вино, и уксус, и сок винограда. Отсюда мы видим, что тот, кто абсолютно отдан Богу, совершенно отделён от всего связанного с земными удовольствиями. Здесь показана абсолютность назорея.
«Во все дни его обета отделения пусть не проходит бритва по его голове. Пусть он будет свят, пока не исполнятся дни, на которые он отделил себя для Иеговы; пусть он отращивает пряди волос на своей голове» (Числ. 6:5). Запрет обривать голову означает, что человек не отвергает главенство Господа (ср. 1 Кор. 11:3, 6).
Чтобы быть назореями, мы должны заботиться о двух вещах. Во-первых, мы не должны иметь ничего общего с земным удовольствием. Во-вторых, мы должны в абсолютной степени подчиняться власти, в абсолютной степени подчиняться главенству.
Обривание головы обозначает отвержение главенства Господа. С духовной точки зрения, если мы обриваем голову, это означает, что мы отбрасываем власть Господа над нами. Назорей должен был отращивать волосы. Это значит, что он должен был оставаться в подчинении главенству Господа, в котором заключена сила (Суд. 16:17).
Сегодня день беззакония. Если бы мы упразднили полицию и закрыли суды, общество наполнилось бы грабителями и убийцами. Мы были бы не в состоянии жить в такой невыносимой обстановке. У Соединённых Штатов Америки превосходная конституция, и на основании этой конституции приняты эффективные законы и действуют многочисленные суды, следящие за исполнением этих законов. Всякий, кто является в суд, должен подчиняться законам правительства Соединённых Штатов. Иначе наступит полный развал общества.
Падший род — это бунтарский род. Бунтарская природа по-прежнему находится внутри нас. Поэтому было бы опасно оказаться в ситуации, где нет представителей власти. Именно по этой причине Бог учредил человеческое правительство (Быт. 9:5-6). Всё правительство является властью, представляющей власть Бога. Относительно этого Павел говорит: «Всякий человек пусть подчиняется стоящим над ним властям, потому что нет власти, кроме как от Бога, и те, что есть, установлены Богом. Так что тот, кто противится власти, противостоит Божьему установлению» (Рим. 13:1-2А). Учителя, работодатели и сотрудники полиции — это представители власти. Повсюду на земле есть представители власти.
Давайте применим то, что касается представителей власти, к церкви. Есть ли в церкви представители власти? Если в церкви нет представителей власти, то почему там есть старейшины? Недавно некоторые говорили, что в Новом Завете нет представителей власти. Если это утверждение верно, то почему в Новом Завете говорится, что в церквях есть старейшины? Разумеется, Христос — это Глава, а власть — это Дух, но в церкви всё равно нужны старейшины. Без старейшин церковь была бы в состоянии анархии.
Представители власти есть также и в нашей семейной жизни. Родители — это представители власти по отношению к детям (Эф. 6:1), а мужья — представители власти по отношению к жёнам (Эф. 5:23). Павел даже говорит, что жена должна бояться мужа (Эф. 5:33). То, что жена боится мужа, означает, что она принимает его как представителя власти. Даже в маленькой семье есть представители власти. Тем более должны быть представители власти в церкви!
Две особые отличительные черты, или два признака, назорея — это то, что, во-первых, он не касается какого бы то ни было мирского удовольствия, а во-вторых, он всегда подчиняет себя той или иной власти. Это очень серьёзные вопросы. Как те, кто хочет быть абсолютным для Бога, мы должны воздерживаться от земного удовольствия. Кроме того, мы не должны обривать голову, то есть мы должны считаться с властью и оставаться под главенством нашего Господа во всех отношениях.