Жизненный обзор божественного откровения в Исходе, Левите и Числах о домостроительстве Бога с Его избранными и искупленными людьми
(1)
Тексты Писания: Исх. 3:1-18; 19:1-6; Лев. 1:1-2; Числ. 1:1
В этом сообщении мы начнём представлять жизненный обзор божественного откровения в Исходе, Левите и Числах о домостроительстве Бога с Его избранными и искупленными людьми. Для обобщения некоторых ключевых аспектов этого обзора мы можем использовать четыре лозунга: «Приобретены, искуплены и спасены от рабства падения», «Наслаждаются Христом, получают откровение и созидаются в Триедином Боге», «Сформированы в священническое войско, чтобы сражаться за Бога и путешествовать с Богом» и «Становятся владением Бога, чтобы овладеть всеобъемлющим Христом как доброй землёй». Эти лозунги представляют собой слияние ветхозаветных прообразов и исполнения этих прообразов в Новом Завете. Это не должно удивлять нас, так как эти два раздела Библии — Ветхий Завет и Новый Завет — являются одним целым. Можно сказать, что Новый Завет скрыт в Ветхом Завете, а Ветхий Завет явлен в Новом Завете.
Эти четыре лозунга применимы к святым и в Ветхом Завете, и в Новом Завете. Святые были избраны, искуплены и спасены от рабства падения. Ветхозаветные святые были спасены от рабства в Египте, а мы были спасены от рабства Сатаны. Будучи спасены, мы теперь наслаждаемся Христом. Подобно детям Израиля у горы Синай, мы также получили божественное откровение и созидаемся из приготовленного Триединого Бога. Мы созидаемся из Сына как воплощения Отца и из Духа как действительности Сына. Кроме того, мы сформировываемся в священническое войско. Выражение «священническое войско» можно считать ветхозаветным выражением, но оно также согласуется с новозаветным исполнением ветхозаветных прообразов. Это священническое войско сражается за Бога и путешествует с Богом. В то время как мы сражаемся за Бога и за Его царство, мы путешествуем с Ним. Наконец, мы были всесторонне подготовлены Богом для овладения всеобъемлющим Христом как доброй землёй. Эта подготовка раскрывается в последних пяти главах Чисел, где мы видим предварительные указания о распределении доброй земли. Эти предварительные указания были подготовкой Божьего народа для вступления в добрую землю и овладения ей.
В этом сообщении и в четырёх последующих сообщениях мы представим жизненный обзор божественного откровения в Исходе, Левите и Числах о домостроительстве Бога с Его избранными и искупленными людьми. Слово «домостроительство» не используется в Ветхом Завете, но оно есть в Новом Завете, особенно в писаниях Павла, в которых делается сильный акцент на Божьем домостроительстве. Хотя это слово не используется в Исходе, Левите и Числах, содержащиеся в этих книгах прообразы раскрывают Божье домостроительство. Домостроительство Бога — это Его управление вместе с Его планом, Его замыслом, и Его устроение с целью осуществить Свой план и совершить Свой замысел для исполнения желания Своего сердца. Это желание заключается в том, чтобы получить народ не только сотворённый Им, но и возрождённый, освящённый, преобразованный и сообразованный с образом Христа как воплощения приготовленного Триединого Бога. В конечном итоге эти люди будут приведены в славу, в выражение Триединого Бога. Это — Божье домостроительство. В Ветхом Завете содержится картина Божьего домостроительства; в Новом Завете содержатся ясные слова, говорящие о Божьем домостроительстве.
I. Божьему избранному и искупленному народу необходимо получить божественное откровение о самом Боге и о Его домостроительстве для их обучения и созидания в качестве Его свидетельства
Божьему избранному и искупленному народу необходимо получить божественное откровение о Самом Боге и о Его домостроительстве для их обучения и созидания в качестве Его свидетельства. Поскольку об избрании Богом Своего народа говорится в Бытии, этот момент охватывает не только Исход, но и Бытие. В Бытии Божий народ был избран, а в Исходе они получили божественное откровение о Боге и о Его жилище.
А. После участия в Божьем начальном спасении, осуществлённом в виде Пасхи
Божий избранный народ получил божественное откровение после участия в Божьем начальном спасении, осуществлённом в виде Пасхи (Исх. 12). Бог вывел народ из Египта к горе Божьей, горе Синай, и там Он дал им полное откровение о Своём жилище среди человеческого рода на земле. Можно сказать, что это откровение содержало в себе «чертежи» для построения Божьего жилища. Для того чтобы жить среди человеческого рода, Богу нужен народ, который не только избран и искуплен, но и готов получить божественное откровение о Нём и о Его жилище. Как показано в Исходе, Божий народ получил это откровение и в соответствии с ним они построили скинию. Когда скиния была поставлена, на неё сошла Божья слава.
Б. Посредством наслаждения божественным обеспечением
Божественное откровение было получено посредством наслаждения божественным обеспечением, которое народ вкусил в виде снабжения небесной манной и живой водой, вытекшей из рассечённой скалы (гл. 16; 17:1-7).
В. Посредством переживания того, что народ является войском, участвующим в сражении Бога с Его врагами
Божественное откровение было также получено посредством переживания того, что народ был войском, участвовавшим в сражении Бога с Его врагами, как это было во время их сражения с египтянами и амаликитянами (гл. 14; 17:9-16).
Г. Достигают горы Божьей и подходят к ней
В конечном итоге в 19-й главе Исхода Божий избранный и искупленный народ достиг горы Божьей и подошёл к ней. Когда Бог послал Моисея избавить детей Израиля из руки фараона, Бог сказал Моисею, что, после того как он выведет народ из Египта, они будут служить Господу на этой горе (3:12). В 19-й главе Исхода эти слова исполнились.
1. Получают божественное откровение о Самом Боге, чтобы быть отделёнными для святого Бога в качестве Его освящённого народа
У горы Синай Божий народ получил откровение о Самом Боге, чтобы им быть отделёнными для святого Бога в качестве Его освящённого народа (гл. 20—24). Под откровением о Самом Боге мы имеем в виду закон. Закон — это изображение Бога. Прежде чем дети Израиля получили откровение о Божьем строении, Бог дал им изображение Самого Себя, чтобы показать им, какой Он Бог. Закон раскрывает, что Бог — это Бог любви и света и что Он свят и праведен. Таким образом, слова «любовь», «свет», «святой» и «праведный» — это ключевые слова, описывающие отличительные черты всемогущего Триединого Бога. Будучи Богом любви и света, Он совершенно свят, то есть Он не обыденный, Он отличен и отделён от всего остального во вселенной. Кроме того, Бог совершенно праведен. Он праведен по отношению к Себе, Он праведен во всём, что Он делает, и Он праведен по отношению к человеку и ко всем Своим тварям. Таков Бог, раскрытый в той картине, которая показана в главах с 20-й по 24-ю Исхода.
В Новом Завете есть описание Бога, но нет картины, изображающей Бога. Иоанн ясно говорит, что Бог есть любовь и свет, а Павел говорит, что тот самый Бог, который есть любовь и свет, является совершенно святым и праведным.
Десять Заповедей — это прообраз, обозначающий Христа как изображение Бога, как выражение Божьего образа. В Евр. 1:3 говорится, что Сын Божий Иисус Христос — это отпечаток Божьей сущности. Используя современный термин, можно сказать, что Христос — это фотография Бога. Увидеть Его — значит увидеть Бога.
Закон — это также изображение Бога. Изучая заповеди закона, можно увидеть, что Бог есть любовь и свет и что Он свят и праведен. Поскольку закон является такой картиной Бога, закон назывался Свидетельством Божьим (Исх. 25:16, 21; 31:18). Ковчег, в который был помещён закон, назывался Ковчегом Свидетельства (25:22), а скиния называлась Скинией Свидетельства (38:21). В Псалмах закон часто называется свидетельством (Пс. 19:7; 25:10; 119:2). Это свидетельство было изображением, картиной, Бога.
Божий народ получил откровение о Самом Боге, чтобы им быть отделёнными для святого Бога в качестве Его освящённого народа. На этом вопросе делается особый акцент в Левите. Например, в Лев. 11:44 говорится: «Я Иегова, ваш Бог. Освящайте же себя и будьте святы, ибо Я свят».
2. Получают божественное откровение о Божьем домостроительстве, чтобы созидаться вместе с Богом в Его Божественной Троице в качестве Его жилища на земле для Его свидетельства
Помимо того что дети Израиля получили божественное откровение о Самом Боге, они получили божественное откровение о Божьем домостроительстве, чтобы созидаться вместе с Богом в Его Божественной Троице в качестве Его жилища на земле для Его свидетельства (Исх. гл. 25—40). Откровение о Божьем домостроительстве включает в себя откровение о божественном устроении, управлении и замысле.
То, что Божий народ должен был созидаться вместе с Богом, видно из того, какие материалы должны были использоваться для построения скинии. Например, брусья скинии, подобно Ковчегу, были сделаны из дерева акации, обложенного золотом. Брусья из дерева акации — это прообраз Божьих людей, а золото, которым обложены брусья, — это прообраз божественной Личности. Таким образом, брусья из дерева акации, обложенного золотом, обозначают Божьих людей, которые созидаются вместе с Богом, становясь Его жилищем. Отсюда видно, что строительными материалами для Божьего жилища являются не только Божьи люди; Сам Бог также является строительным материалом.
В скинии мы видим картину Божественной Троицы. Довольно легко увидеть, что скиния раскрывает Христа — Сына. Например, Сына обозначают и Ковчег, и стол хлеба Присутствия, и жертвенник курения. Но где мы видим Бога Отца и Бога Духа? Отца обозначает золото, так как в системе прообразов золото обозначает природу Бога, которая, вне сомнения, связана с Богом Отцом. Бога Духа обозначает масло в семи лампадах светильника. Если бы в лампадах не было масла, они были бы бесполезны и в скинии не было бы света. (Здесь также необходимо отметить, что светильник, который представляет собой единое целое, обозначает Триединого Бога. Золото обозначает Отца, форма светильника обозначает Сына, а масло обозначает Духа.) Таким образом, в скинии мы видим Триединого Бога (Сына обозначают предметы обстановки, Отца обозначает золото, а Духа обозначает масло) и человечество, обозначением которого служит дерево акация. Это откровение о том, как Божьи люди созидаются с Триединым Богом, становясь Его жилищем на земле.
Вся скиния в целом была Божьим свидетельством. Как мы уже отмечали, две скрижали закона назывались Свидетельством, Ковчег назывался Ковчегом Свидетельства и скиния называлась Скинией Свидетельства. Поэтому вся скиния, включая то, что внутри, и то, что снаружи, считалась свидетельством Бога. Это означает, что скиния была изображением Триединого Бога. Более того, Триединый Бог, по сути, Сам для Себя является жилищем, так как жилище и Живущий в нём — это одно. Живущий в жилище является жилищем.
Сорок восемь брусьев скинии соответствуют сорока восьми городам, которые были даны левитам. Шесть из этих городов должны были быть городами-убежищами. Самое впечатляющее в отношении городов-убежищ — это то, что в них можно было войти. В конечном итоге эти сорок восемь городов, данные левитам, обретут завершённость в уникальном городе — Новом Иерусалиме. Скиния, раскрытая в Исходе, является миниатюрой этого уникального города. В Ветхом Завете Божьим свидетельством была скиния, а в Новом Завете им является церковь, Тело Христово. В вечности это свидетельство обретёт завершённость в Новом Иерусалиме, который также называется скинией (Отк. 21:3). Таким образом, скиния была в Ветхом Завете, скиния есть в Новом Завете, и скиния будет в вечности. В Ветхом Завете скиния была у детей Израиля, а в Новом Завете скиния — это, прежде всего, Христос (Ин. 1:14), а затем церковь как увеличение Христа. В вечности будет окончательная, завершённая скиния — Новый Иерусалим. В каждом случае впечатляющим моментом является то, что в скинию можно войти. Сегодня нам открыт вход в скинию. Аллилуйя, в Триединого Бога можно войти!
3. Получают божественное откровение о Божьем священстве со всеми его приношениями и его служениями
Наконец, Божий избранный и искупленный народ получил божественное откровение о Божьем священстве со всеми его приношениями и его служениями. Вся книга Левит представляет собой запись об этом откровении.