(17)
Тексты Писания: Числ. 36:1-13
Прежде чем мы будем рассматривать 36-ю главу Чисел, я хотел бы сказать ещё несколько слов о двух моментах, касающихся городов-убежищ в 35-й главе.
Во-первых, согласно Числ. 35:25-29, избавленный убийца должен был оставаться в городе-убежище и жить в нём до смерти первосвященника, обозначающего Христа, который умер за наши грехи. Поскольку у нас, верующих в Христа, есть Божье прямое спасение, как нам следует применять прообраз, согласно которому убийца оставался в городе-убежище до смерти первосвященника? В ветхозаветные времена Христос ещё не умер, и те, кто убегал в Него как своё убежище, должны были ждать, пока Он не придёт и не умрёт на кресте. Таким образом, для ветхозаветных святых убежище было подобно овечьему загону в Ин. 10:1, который обозначает закон, или иудаизм как религию закона, в котором Божий избранный народ содержался и охранялся под опекой и стражей, пока не пришёл Христос.
Поскольку ветхозаветный век уже закончился, есть ли у нас ещё сегодня город-убежище или у нас есть только Божье прямое спасение? Я бы хотел ответить на этот вопрос в связи с уверенностью спасения. Что касается прощения грехов и уверенности спасения, многие верующие всё ещё находятся в Ветхом Завете. Они, похоже, ждут, что эта уверенность будет дана когда-то в будущем. Например, если вы спросите такого верующего, прощены ли его грехи, он, возможно, скажет: «Не знаю. Я убежал в Христа, и теперь я в Христе, но я не уверен, что мои грехи прощены. Возможно, у меня не будет такой уверенности, пока я не умру. И только тогда я буду точно знать, что я попаду на небо». Такой верующий принимает Христа как свой город-убежище. Однако мы, те, кто верит в Христа, можем иметь уверенность спасения и быть уверены в том, что наши грехи прощены. Мы должны быть способны сказать тем, кто убежал в Христа как свой город-убежище: «Поскольку вы вошли в Христа и теперь находитесь в Нём, ваши грехи прощены. Христос уже умер за вас и за ваши грехи. Его искупительная смерть за вас уже совершена. Поскольку Христос умер за ваши грехи, ваши грехи, безусловно, прощены». Верующий, который примет это слово, уже не будет, подобно ветхозаветным святым, ждать в городе-убежище, а будет наслаждаться Божьим прямым спасением.
Главное, что нам нужно здесь увидеть, — это то, что есть важное устроительное различие в значении городов-убежищ для ветхозаветных святых и для нас сегодня. В ветхозаветном веке города-убежища были местами, где нужно было скрываться и ждать смерти первосвященника. Те, кто сегодня входит в Христа, могут входить в Него с уверенностью в том, что Он уже умер и что их грехи уже прощены. Христос умер за нас ещё до того, как мы родились. Теперь нам нужно просто применить то, что Он сделал для нас, сказав: «О Господь Иисус, я люблю Тебя. Ты умер за меня до моего рождения. Аллилуйя, мои грехи прощены, и я освобождён!»
Во-вторых, Бог предписал, чтобы было шесть городов-убежищ: три за Иорданом и три в Ханаанской земле. Такой порядок соответствовал Божьему творению и всевластию. Бог сотворил реку Иордан и землю к востоку и к западу от Иордана. В прообразе две группы по три города свидетельствуют и возвещают вселенной, что Триединый Бог живёт на земле среди людей в качестве их города-убежища.
Более того, расположение шести городов-убежищ в разных местах указывает на то, что Триединый Бог близок и доступен. Где бы мы ни находились, Христос, воплощение Триединого Бога, близок и доступен. Поскольку Он везде, то, где бы мы ни были, Он там. Триединый Бог распространился среди людей, чтобы стать городом-убежищем для всех совершающих ошибки. Все мы совершали ошибки и продолжаем совершать ошибки каждый день, но Триединый Бог распространился, достигнув того места, где мы находимся. Теперь нам нужно просто обратиться к Нему и войти в Него.
Теперь в качестве последнего момента, относящегося к предварительным указаниям о распределении доброй земли, давайте рассмотрим постановление, содержащееся в Числ. 36:1-13.
Д. Дальнейшее постановление о наследовании доброй земли женщинами среди Израиля
Можно было бы подумать, что Числа должны заканчиваться городами-убежищами в 35-й главе. Однако последний вопрос, рассматриваемый в этой книге, — это дальнейшее постановление о наследовании доброй земли женщинами среди Израиля. Поскольку этот вопрос ещё предстояло решить, Бог уполномочил Моисея добавить ещё один раздел для его рассмотрения.
1. Пять дочерей Салпаада просят землю для семейства своего отца
В Числ. 27:1-11 пять дочерей Салпаада просили землю для семейства своего отца. В этой просьбе нет ничего плохого.
2. Главы домов отцов из семейств сыновей Иосифа просят такую же землю для своего колена
Главы домов отцов из семейств сыновей Иосифа попросили такую же землю для своего колена. Эти главы домов отцов выдвинули встречное требование, утверждая, что если дочери Салпаада выйдут замуж за людей не из своего колена, то данное им наследие может быть отдано другому колену. В этом случае их колено утратит свою землю.
Здесь мы видим различие между взглядом сестёр и взглядом братьев. Сёстры часто бывают более детальными в своих представлениях и мнениях, чем братья. Однако сёстры могут проявлять недальновидность. Дочери Салпаада были очень детальными в своём представлении — они задумывались о доме своего отца, но они были недальновидными — они не задумывались обо всём колене в целом. Главы домов отцов принимали во внимание всё колено и поэтому попросили такую же землю для своего колена. Они попросили Моисея обратиться к Богу, чтобы найти возможность не только обеспечить наследием дочерей Салпаада, но и сохранить землю в их колене.
а. Иегова даёт повеление Моисею дать наследие Салпаада, их брата, его дочерям
Иегова дал повеление Моисею дать наследие Салпаада, их брата, его дочерям (36:2). Это было Божьим предписанием, Его заботой о пятерых дочерях, и это, разумеется, было совершенно правильно.
б. Если дочери выйдут замуж за одного из сыновей других колен
В стихе 3 главы домов отцов из семейств сыновей Иосифа сказали, что если дочери выйдут замуж за одного из сыновей других колен, то наследие дочерей будет отнято от наследия их колена и прибавлено к наследию колена, к которому будут принадлежать дочери.
в. С наступлением юбилея наследие дочерей прибавляется к наследию колена, к которому они будут принадлежать
Далее в стихе 4 говорится, что когда будет юбилей, тогда наследие дочерей будет прибавлено к наследию колена, к которому они будут принадлежать, и их наследие будет отнято от наследия колена их отцов. В этих словах видна предусмотрительная озабоченность тем, как утрата наследия может повлиять на колено в целом.
3. Детям Израиля даётся постановление по слову Иеговы
В стихах 5-9 детям Израиля было дано постановление по слову Иеговы.
а. Дочерям Салпаада разрешено выходить замуж только за тех, кто в семействе колена их отца
«Моисей дал повеление детям Израиля по слову Иеговы и сказал: Правильно говорит колено сыновей Иосифа. Вот то, что повелевает Иегова относительно дочерей Салпаада: Пусть они выходят замуж за того, кто лучше в их глазах; только пусть выходят замуж в семействе колена их отца» (ст. 5-6). Бог разрешил дочерям выбирать, за кого им выходить замуж, по своему вкусу, но только в семействе колена их отца. Из этого следует, что, хотя Господь даёт нам свободу, этой свободой нужно пользоваться в рамках, границах, Божьего правила.
б. Наследие у детей Израиля не должно переходить по кругу от колена к колену
«Пусть наследие у детей Израиля не переходит по кругу от колена к колену, ибо каждый из детей Израиля должен держаться за наследие колена своих отцов» (ст. 7). Это означает, что как наше наследие Христос не подлежит передаче и что нам следует держаться за Него как за такое наследие. Понять это поможет сказанное Павлом во 2 Кор. 6:14: «Не впрягайтесь в разнородное ярмо с неверующими». Эти слова применимы в отношении всех тесных связей между верующими и неверующими, включая брак. В принципе, если верующий вступает в брак с неверующим, он считает Христа как наследие передаваемым.
в. Всякая дочь, владеющая наследием в любом из колен детей Израиля, должна выходить замуж за кого-нибудь из семейства колена своего отца
«Всякая дочь, владеющая наследием в любом из колен детей Израиля, пусть выходит замуж за кого-нибудь из семейства колена своего отца, чтобы дети Израиля владели каждый наследием своих отцов. Так что пусть наследие не переходит по кругу от колена к другому колену, ибо каждое из колен детей Израиля должно держаться за своё наследие» (Числ. 36:8-9). Таким образом предписанное Богом наследие сохранялось непередаваемым.
4. По повелению Иеговы дочери Салпаада выходят замуж за сыновей своих дядей, и их наследие остаётся в колене семейства их отца
Дочери Салпаада сделали так, как повелел Иегова Моисею, то есть вышли замуж за сыновей своих дядей (ст. 10-11). «Они вышли замуж в семействах сыновей Манассии, сына Иосифа, и их наследие осталось в колене семейства их отца» (ст. 12). Здесь мы ещё раз видим, что свобода, которую мы получаем от Бога, небезгранична. Напротив, свобода, которую мы получили в Христе, всегда должна быть ограничена рамками Божьего правила.
5. Брак Марии, матери Господа Иисуса, с Иосифом является браком во исполнение этого постановления
Брак Марии, матери Господа Иисуса, с Иосифом был браком во исполнение этого постановления. Таким образом, это постановление связано с Христом в Его воплощении.
Сравнивая родословия Господа Иисуса в Евангелиях от Матфея и от Луки, мы увидим, что Мария была из потомков Нафана, сына Давида, а Иосиф был потомком Соломона, другого сына Давида. Возможно, Иосиф был из бедной семьи, а Мария — из богатой. В таком случае наследие должно было быть со стороны Марии, но не со стороны Иосифа. Но когда Иосиф и Мария вступили в брак, её наследие стало принадлежать ему. Эти двое, Мария и Иосиф, соединились воедино для того, чтобы родился Иисус. Отсюда видно, что даже такое постановление, как в Числ. 36:1-12, связано с Христом в Его воплощении. Это показывает, что всё Писание прямо или косвенно является повествованием о Христе.
Библия раскрывает Христа, и Библия — это повествование о Христе. Постановление в 36-й главе было на самом деле предписано Богом ради воплощения Христа. Города-убежища в 35-й главе Чисел — это прообразы Христа, и решение проблемы наследия в 36-й главе Чисел связано с Христом. Это означает, что даже последняя глава Чисел связана с Христом, в частности, с воплощением Христа. Если бы Христос не воплотился, Он не мог бы стать городами-убежищами для человеческого рода. Поэтому в полном смысле этого слова города-убежища в 35-й главе зависят от постановления в 36-й главе. Если мы увидим это, мы будем ценить просьбы дочерей Салпаада и глав домов отцов из семейств сыновей Иосифа и будем ценить то, каким образом эта проблема была решена по слову Господа.