(9)
Тексты Писания: Числ. 28:1-31
Раздел Чисел 28:1—30:16 посвящён постановлениям о приношениях (Числ. 28:1-31; 29:1-40) и об обетах (Числ. 30:1-16). В этом сообщении мы начнём рассматривать постановления о приношениях.
1. Огненные приношения, удовлетворяющее благоухание Богу, — Божья пища
Иегова говорил Моисею и сказал: «Вели детям Израиля и скажи им: Моё приношение, Мою пищу для Моих огненных приношений, от которых удовлетворяющее благоухание Мне, старайтесь преподносить Мне в её назначенное время» (28:2). В этом стихе Бог говорит о Своей пище. Похоже, что Он просит Свой народ не забывать о Его пище. Он хочет, чтобы они не забывали кормить Его. Здесь Бог как бы говорит Своему народу: «Я очень много сделал для вас. Я приготовил пищу и питьё. Теперь Я прошу вас позаботиться о Моей пище. Моя пища — это приношения, которые вы преподносите Мне. Эти приношения — Моё удовлетворяющее благоухание». Бог хотел, чтобы Моисей, прежде чем он будет присоединён к своим отцам, дал народу повеление заботиться о Божьей пище, приносить Богу пищу в назначенное время. Вы когда-нибудь слышали, что Бог хочет есть? Когда мы едим нашу пищу, нам нужно помнить, что Бог тоже хочет пищи и что нам нужно приготовлять для Него что-то, что Он будет есть.
В Евр. 10:5-9 показано, что Христос является действительностью и заменой ветхозаветных приношений. В стихах 8 и 9 говорится: «Говоря выше: „Жертв, и приношений, и всесожжений, и жертв за грех Ты не пожелал и не нашёл отрады в них“ (это те, которые приносятся согласно закону), Он тогда сказал: „Вот, Я пришёл исполнить Твою волю“. Он устраняет первое, чтобы установить второе». Воля Божья здесь состоит в том, чтобы устранить первое, то есть животные жертвы старого завета, что позволило бы установить второе, то есть жертву Христа нового завещания. Приношения нового завещания — это Сам Христос. Сегодня желание и отрада Бога — это не животные жертвы; желанием и отрадой Бога является исключительно одна личность — Христос.
Прежде чем мы продолжим рассматривать вопрос Божьей пищи в 28-й главе Чисел, давайте рассмотрим последовательность глав с 25-й по 28-ю. В 25-й главе дети Израиля совершили большую ошибку, впав в блуд, нанёсший вред их человечеству, а также в идолослужение, оскорбившее личность Бога. В результате этой ошибки двадцать четыре тысячи израильтян умерли от поражения. Если бы мы присутствовали при этом, мы бы, наверное, подумали, что из-за этой жалкой ситуации Бог отказался от Своего народа, над которым Он так долго работал и для которого Он так много сделал.
Однако Бог не отказался от детей Израиля. Это подтверждается повторным исчислением, о котором говорится в 26-й главе. У Бога по-прежнему было определённое число Его людей, и общее количество исчисленных в 26-й главе было почти таким же, как в 1-й главе (Числ. 26:51; 1:46). Во время первого исчисления не происходило никаких бедствий и не было уменьшения численности вследствие Божьего наказания. Повторное исчисление проходило после серьёзных бедствий и уменьшения численности вследствие суда. Тем не менее, несмотря на все испытания, смуты, искушения, ошибки и уменьшение численности, в распоряжении Бога по-прежнему было почти такое же число людей, как вначале. Независимо от того, что сделал враг, и независимо от ошибок народа у Бога благодаря Его всевластной благодати и всевластным деяниям по-прежнему было число людей свыше шестисот тысяч.
После повторного исчисления в 26-й главе Чисел в Числ. 27:1-11 мы видим судебное постановление о наследовании земли женщинами. Пять дочерей Салпаада пришли к Моисею с просьбой разрешить им владеть наследием их отца в связи с тем, что у него не было наследников мужского пола. Их просьба, которая, по сути, была связана с приобретением Христа в большей степени, была удовлетворена, так как их побуждение было возвышенным и чистым — их побуждало к этому почтительное отношение к наследию, данному Богом (то есть к благодати).
В Числ. 27:12-23 речь идёт о смерти Моисея и о преемнике Моисея. Моисею было сто двадцать лет, и Господь сказал ему, что ему пора быть присоединённым к своему народу. Его уход породил вопрос о руководстве. Кто будет его преемником? Когда Бог сказал ему, что теперь он будет присоединён к своему народу, Моисей сказал: «Пусть Иегова, Бог духов всякой плоти, назначит человека над обществом, который будет выходить перед ними, и который будет входить перед ними, и который будет выводить их, и который будет приводить их, чтобы общество Иеговы не было подобно овцам, у которых нет пастыря» (ст. 16-17). Отсюда видно, что Моисей не задумывался о том, что он теряет своё руководство. Его сердце было обращено не к его собственной ситуации, а к Божьему народу. Моисей как бы говорил Господу: «То, что я должен быть присоединён к своему народу, — правильно и справедливо. Но, Господь, кто будет заботиться о Твоём народе? Если у народа не будет кого-то, кто будет выводить и приводить их, они будут подобны овцам без пастыря». В ответ на слова Моисея Господь велел ему взять Иисуса и поставить его перед священником и перед всем обществом, возложить на Иисуса руки, чтобы возложить на него часть своего почёта и затем дать ему повеление быть вождём (ст. 18-23). Так Бог воздвиг нового вождя.
В конце 27-й главы мы видим чудесную картину — картину нового народа, нового войска и нового вождя. Новый народ был повторно исчислен, новое войско было переформировано и укреплено, и был назначен новый вождь, который должен был служить не сам по себе, а с Элеазаром, священником, который должен был получать божественные указания посредством Урима и Туммима. Это значит, что среди народа теперь была новая теократия. Таким образом, в конце этой главы мы видим новый народ, новое войско и новую теократию.
После всех событий, о которых повествуется в главах с 25-й по 27-ю, в 28-й главе мы видим ключевой вопрос Божьей пищи. В начале этой главы Бог обратился к народу и как бы говорил: «У вас есть всё, что вам нужно? Вы довольны и счастливы? А Я? Где Моё удовлетворение? Вам нужно позаботиться о Моей пище. Я многие годы заботился о вас. Я приготовил для вас всё — заново и полностью, и теперь вы готовы овладеть землёй, которую Я пообещал вашим праотцам. Я прошу вас не забывать обо Мне. Помните, что Я голоден и что Мне нужна Моя пища».
Бог голоден, и Он хочет есть. Хотя Он всемогущий, Он не может Сам предоставить Себе пищу. Его пища должна поступать к Нему от Его народа. Именно поэтому Он сказал: «Моё приношение, Мою пищу для Моих огненных приношений, от которых удовлетворяющее благоухание Мне, старайтесь преподносить Мне» (28:2).
2. Преподносится Богу в её назначенное время
Божья пища должна была преподноситься Богу «в её назначенное время» (ст. 2Б). Как мы увидим, Богу нужно есть ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно. Он хочет ежедневно, еженедельно, ежемесячно и ежегодно чем-то наслаждаться. Божья ежегодная пища связана с ежегодными праздниками.
а. Постоянное всесожжение для каждого дня
В Числ. 28:3-8 говорится о постоянном всесожжении для каждого дня. Это ежедневное приношение состояло из двух однолетних ягнят без порока (ст. 3). Одного ягнёнка приносили утром с хлебным приношением — десятой частью эфы тонкой муки, смешанной с маслом, и с его возлиянием — четвертью гина (ст. 4, 7). Другого ягнёнка приносили в сумерки с таким же хлебным приношением и возлиянием (ст. 8). Возлияние должно было выливаться Иегове в святилище. (Подробности, касающиеся приношений, можно узнать в «Жизнеизучении Левита».) Это была ежедневная пища Бога, включавшая в себя мясо, хлеб (хлебное приношение) и питьё.
б. Всесожжение для каждой субботы
Помимо постоянного всесожжения для каждого дня было предусмотрено всесожжение для каждой субботы (ст. 9-10). Это приношение состояло из двух однолетних ягнят без порока с хлебным приношением — двумя десятыми частями эфы тонкой муки и с его возлиянием.
в. Всесожжение для начала каждого месяца
Кроме того, было предусмотрено всесожжение для начала каждого месяца (ст. 11-15). В Своём творении Бог предписал, чтобы в году было двенадцать месяцев. В начале каждого месяца Бог хотел есть что-то особенное и Его народ должен был приготовлять для Него эту пищу. Во-первых, в это всесожжение входили два молодых быка с хлебным приношением — тремя десятыми частями эфы тонкой муки и с его возлиянием — половиной гина вина для каждого быка. Во-вторых, народ также должен был приносить барана с хлебным приношением — двумя десятыми частями эфы тонкой муки и с его возлиянием — третью гина. Помимо того в это ежемесячное всесожжение входили семь однолетних ягнят без порока с хлебным приношением — десятой частью эфы тонкой муки и с его возлиянием — четвертью гина для каждого ягнёнка. Также, в отличие от ежедневных и еженедельных всесожжений, это ежемесячное всесожжение должно было включать козла в жертву за грех. Разумеется, Бог не имеет ничего общего с грехом. Однако служащие были грешными, и им требовалось искупление, чтобы они имели право служить Богу. Если мы хотим служить Богу, преподнося Ему Его пищу, нам необходимо приносить жертву за грех.
Приношения, описанные в 28-й и 29-й главах Чисел, соответствуют двум линиям: линии обычной человеческой жизни и линии ежегодных праздников. Приношения для обычной жизни приносятся ежедневно, еженедельно и ежемесячно, а приношения для праздников приносятся ежегодно.
В отношении ежегодных праздников нам нужно увидеть, что они соответствуют нашему духовному переживанию. Наша духовная жизнь начинается Пасхой и достигает завершённости в Пятидесятницу (праздник Недель). В Пятидесятницу мы получаем полноту завершённого Духа, которая становится нашим наслаждением, а также пищей Бога. Последовательность этих праздников замечательна и полна смысла.
В 28:16-25 мы видим всесожжение после Пасхи. Пасха длилась только один день — четырнадцатый день первого месяца. Пятнадцатый день этого месяца был началом праздника Бесквасного хлеба, который длился семь дней. В первый и в седьмой дни этого праздника должно было быть святое собрание, и в эти дни нельзя было делать никакой трудовой работы. Вместо работы должны были быть покой и наслаждение. Приношение для каждого дня из этих семи дней было таким же, как приношение в начале каждого месяца.
д. Всесожжение для праздника Недель
В Числ. 28:26-31 говорится о всесожжении для праздника Недель. Это всесожжение приносилось в день начатков, то есть в пятидесятый день праздника Недель (ст. 26), когда Иегове преподносилось новое хлебное приношение (Лев. 23:10-11, 15-16). В этот же день было святое собрание и нельзя было делать никакой трудовой работы. Приношение для праздника Недель было таким же, как приношение в начале месяца.
Богу нужна ежедневная пища, еженедельная пища, ежемесячная пища и ежегодная пища. Помимо наслаждения обычной пищей Бог хочет наслаждаться пищей во время ежегодных праздников. Мы уже отмечали, что эти праздники соответствуют нашему духовному переживанию. Пасха — это прообраз Христа, который является нашей Пасхой (1 Кор. 5:7), а Пятидесятница — это прообраз приготовленного Триединого Бога, который стал завершённым, животворящим, раздающим Духом. Такой Дух является полнотой Триединого Бога, а также завершённостью нашего наслаждения Христом.
Все приношения, описанные в 28-й главе Чисел, которые являются пищей Бога, указывают на Христа. Отсюда видно, что Христос — не только наша пища, но и пища Бога. Бог и мы наслаждаемся одной и той же пищей — Христом. Центром 28-й главы Чисел является Христос. Христос — это глубинная сущность этой главы.
Христос — это также мир, который позволяет нам иметь общение с Богом. Самое лучшее общение включает в себя еду. Если мы хотим наслаждаться самым лучшим общением с Богом, нам нужно преподносить Ему Христа в качестве Его пищи. Тогда в ходе нашего общения с Богом мы и Бог будем взаимно наслаждаться Христом посредством того, что мы будем есть и пить Его.
Хотя Христос — это пища Бога, Он не является пищей Бога в непосредственном смысле; Христос — это пища Бога, которую преподносим Ему мы.
Однако в конечном итоге Божья пища становится также нашей пищей. Внимательно прочитав Левит, мы увидим, что всесожжение сжигается всецело и абсолютно для удовлетворения Бога. Никакая часть всесожжения не предназначается в пищу тем, кто приносит его. Однако всесожжение сопровождается хлебным приношением, значительная доля которого предназначается для приносящих его. Это указывает на то, что, когда мы служим Богу, принося Ему Христа как Его пищу, Бог заботится о нас. Бог как бы говорит: «Вы преподносите Мне Мою пищу, а теперь Я хочу поделиться некоторой долей этой пищи с вами». Таким образом мы наслаждаемся Христом с Богом. В то время как мы пируем, Бог тоже пирует. Он пирует с нами, а мы пируем с Ним. Бог и мы совместно пируем во взаимности всеобъемлющим Христом.
Всесожжение — это прообраз Христа как Того, кто, будучи человеком, абсолютно предан Богу и удовлетворяет Бога. Хлебное приношение — это прообраз Христа в Его совершенном, утончённом, уравновешенном человечестве. Возлияние — это прообраз того, что Христос излил Себя для Бога. Когда Христос умирал на кресте, Он изливал Себя как возлияние Богу. Жертва за грех — это прообраз Христа как нашей жертвы за грех, который искупил нас, вернув нас Богу, и решил проблему нашего греха, наших грехов и наших ошибок. Имея Христа в качестве всех этих приношений, мы теперь можем наслаждаться Христом с Богом. Сначала мы наслаждаемся Христом как Тем, кто был дан нам Богом. Получив переживания Христа, мы преподносим Его Богу как Божью пищу, и затем Бог даёт нам некоторую долю Христа, которого мы принесли Ему.
Здесь я хотел бы сказать ещё несколько слов о первых четырёх из семи ежегодных праздников, начиная с праздника Пасхи и заканчивая праздником Недель, то есть праздником Пятидесятницы. Пасха обозначает начало нашей христианской жизни. Христос стал Агнцем Божьим, который унёс наш грех и наши грехи, чтобы Бог в Своей праведности «прошёл мимо нас». В результате этого мы были спасены, оправданы и возрождены. Это начало нашей христианской жизни.
Сразу же после своего спасения мы должны совершать праздник Бесквасного хлеба. Быть бесквасным — значит быть без греха. Праздник Бесквасного хлеба указывает на то, что после нашего спасения и возрождения мы должны жить жизнью без греха.
В 1 Кор. 5:7-8 Павел говорит как о Пасхе, так и о празднике Бесквасного хлеба: «И наша Пасха, Христос, принесён в жертву. Так что будем праздновать не со старой закваской и не с закваской злобы и порочности, а с бесквасным хлебом искренности и истины». В этой Пасхе Христос является не только ягнёнком, но и всей Пасхой. Он стал нашей Пасхой благодаря тому, что был принесён в жертву на кресте, чтобы мы были искуплены и примирены с Богом. Праздник Бесквасного хлеба длился в течение семи дней — отрезка времени, обозначающего завершённость, и это символ всей нашей христианской жизни, со дня нашего обращения до дня восхищения. Это долгий праздник, который мы должны праздновать не с грехом нашей старой природы, не со старой закваской, а с бесквасным хлебом, с Христом нашей новой природы как нашим питанием и наслаждением. Только Он является жизненным снабжением искренности и истины, абсолютно чистым, беспримесным и полным действительности.
Результатом христианской жизни становится церковная жизнь. Этот результат включает в себя несколько моментов. В частности, он включает в себя воскресение Христа. После Пасхи и праздника Бесквасного хлеба наступал праздник Начатков. День начатков был днём, в который Христос был воскрешён, став начатком, приносимым Богу. Согласно Новому Завету, в результате воскресения Христа были произведены мы, верующие в Христа, как живые члены, составляющие Тело Христово. Члены церкви были произведены посредством воскресения Христа, при помощи воскресения Христа и в воскресении Христа.
Хотя произведение церкви началось с воскресения Христа, образование церкви произошло только в Пятидесятницу, пятьдесят дней спустя после воскресения Господа. В день Пятидесятницы для образования церкви был излит Святой Дух как всеобъемлющий Дух приготовленного и раздающего Триединого Бога. Дух — это действительность воскрешённого Христа, Христос в ином виде, так как в воскресении Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45). В день Пятидесятницы Дух, то есть фактически Сам Христос, был излит на членов Христа, которые были произведены в результате Его воскресения. Так была образована церковь.
Церковь была образована из двух частей, или двух составляющих, — из иудейской части и языческой части. Прообразом этих двух частей церкви, представленных святыми в Иерусалиме (2-я глава Деяний) и домашними Корнилия (10-я глава Деяний), является новое хлебное приношение из двух хлебов, испечённых с закваской, которое приносилось Богу в праздник Пятидесятницы (Лев. 23:16-17). То, что эти два хлеба выпекались с закваской, показывает, что те, кто образует обе части церкви, ещё имеют грех (примером могут служить случай с Ананией и Сапфирой в 5-й главе Деяний и ропот из-за пищи в 6-й главе Деяний). Тем не менее эти два хлеба образовывали новое хлебное приношение, которое обозначает церковь как увеличение Христа.
Давайте теперь подытожим значение этих четырёх праздников. Праздник Пасхи был исполнен в день смерти Христа (Мф. 26:2, 17-19, 26-28). Во время Пасхи мы были спасены, оправданы и возрождены. Следующий за этим праздник Бесквасного хлеба предназначен для того, чтобы мы жили жизнью без греха. Это означает, что праздник Бесквасного хлеба исполняется в веке церкви. Праздник Начатков был исполнен в день воскресения Христа (1 Кор. 15:20). Праздник Пятидесятницы был исполнен через пятьдесят дней после воскресения Христа, в день излияния Святого Духа (Деян. 2:1-4 ср. 1:3). В воскресении Христа в день начатков были произведены члены Христа для образования церкви. Затем в день Пятидесятницы воскрешённый и вознесённый Христос излил Себя на Своих членов в виде завершённого, всеобъемлющего животворящего Духа, образовав церковь. Таково значение праздников от Пасхи до Пятидесятницы.
В каждом из этих праздников есть пища для Бога. Когда мы были спасены, мы стали Божьей пищей в Христе. По мере того как мы растём в жизни, мы производим всё больше пищи для удовлетворения Бога. На каждом шагу христианской жизни есть что-то для удовлетворения Бога, так как мы являемся источником Его удовлетворения. В конечном итоге в день Пятидесятницы для удовлетворения Бога приносятся два хлеба, которые обозначают две части церкви.