(8)
Тексты Писания: Числ. 27:12-23
VII. Смерть Моисея и его преемник
В этом сообщении мы рассмотрим смерть Моисея и рассмотрим его преемника.
К тому времени, которое описывается в Числ. 27:12-23, Моисею было сто двадцать лет. Зная о том, что Моисей очень стар и что он может умереть в любую минуту, серьёзно мыслящие израильтяне, судя по всему, испытывали беспокойство о Божьем народе и о движении Бога среди Его народа. Возможно, они говорили про себя: «Что будет, когда Моисея не станет? Кто будет его преемником?»
На самом деле израильтянам не нужно было волноваться об этом. Они могли успокоиться и наслаждаться присутствием Господа, будучи уверены в том, что Он всё знает и что Он позаботится об этой ситуации. Таким же должен быть и наш настрой в церковной жизни сегодня. Вы волнуетесь за церковь? Неужели вы думаете, что Бог оправдывает такое волнение? Возможно, наше беспокойство о церкви и волнение за церковь не найдут оправдания у Бога. Может быть, вместо того чтобы оправдывать наше волнение, Он скажет: «Успокойтесь. Не волнуйтесь из-за этой смуты. Я знаю, что происходит».
1. Иегова велит Моисею взойти на гору Аварима и посмотреть на землю
Иегова велел Моисею взойти на гору Аварима и посмотреть на землю, которую Он дал детям Израиля (ст. 12). Моисей мог только посмотреть на землю; ему не было позволено войти в неё.
2. Моисей должен быть присоединён к своим праотцам
Господь сказал Моисею: «Когда посмотришь на неё, присоединись и ты к твоему народу, как был присоединён Аарон, твой брат» (Числ. 27:13; Числ. 20:24-29). В этом стихе не говорится, что Моисей умрёт, а говорится, что он будет присоединён. Это присоединение к другим подобно сбору урожая. Моисей уже «созрел», и вскоре он должен был быть «пожат». Это присоединение к другим, эта «жатва», должна была стать концом жизни Моисея.
3. Моисей взбунтовался против Божьего слова
Моисей не смог войти в добрую землю, потому что в пустыне Цин он взбунтовался против Божьего слова и не смог освятить Его при водах на глазах у Израиля (Числ. 27:14; Числ. 20:10-13). Моисей поступил вопреки Божьей природе и Божьему домостроительству. Из-за этой серьёзной ошибки он потерял право войти в Ханаанскую землю. Однако то, что Моисей не смог войти в добрую землю из-за этой ошибки, не означает, что он не будет в тысячелетнем царстве. Как видно из Мф. 16:28; 17:1-4, Моисей, безусловно, будет в царстве.
Можно ли сказать, что у Моисея был славный конец? Похоже, что из-за его ошибки его конец не был славным. Разумеется, никакого празднования здесь не было. По причине его ошибки его конец не был славным, но его служение, несомненно, было славным.
1. Моисей просит Иегову назначить человека над обществом Израиля
Моисей сказал Иегове: «Пусть Иегова, Бог духов всякой плоти, назначит человека над обществом, который будет выходить перед ними, и который будет входить перед ними, и который будет выводить их, и который будет приводить их, чтобы общество Иеговы не было подобно овцам, у которых нет пастыря» (Числ. 27:16-17). Моисей беспокоился не о себе и не о потере права войти в добрую землю. Он не был человеком, который очень много заботится о себе и о своих обстоятельствах. Хотя он был очень стар, он беспокоился о Божьем народе, понимая, что им потребуется пастырь.
2. Иегова велит Моисею возложить руку на Иисуса и дать ему повеление быть его преемником
а. Иисус — человек, в котором Дух
Иегова велел Моисею взять Иисуса, сына Навина, человека, в котором Дух, возложить на него руку, поставить его перед Элеазаром, священником, и перед всем обществом и дать ему повеление у них на глазах быть преемником (ст. 18-19).
б. Моисей возлагает на Иисуса часть своего почёта
«Возложи от твоего почёта на него, чтобы всё общество детей Израиля слушалось его» (ст. 20). Почёт в данном случае подразумевает величие и славу.
в. Иисус должен стоять перед Элеазаром, священником, который должен спрашивать за него посредством суда Урима перед Иеговой
«Пусть он стоит перед Элеазаром, священником, и пусть он спрашивает за него посредством суда Урима перед Иеговой. По его слову пусть выходят, и по его слову пусть входят он и все дети Израиля с ним — всё общество» (ст. 21). В Исх. 28:30 говорится о том, что в нагрудник суда, который носил первосвященник, вкладывались Урим и Туммим. На нагруднике было двенадцать камней, и на каждом камне было написано имя одного из двенадцати колен. В книге Дэвида Барона «Древние Писания и современные евреи» есть приложение со статьёй об Уриме и Туммиме. Согласно этой статье, в двенадцати именах, написанных на нагруднике, использовались восемнадцать из двадцати двух букв еврейского алфавита. Недостающие четыре буквы были написаны на той части, которая называлась Туммим. Еврейское слово «Туммим» означает «завершители» или «дополнители». Таким образом, на нагруднике с дополнительной частью, которая называлась «Туммим», присутствовали все двадцать две буквы еврейского алфавита. С помощью этих букв можно было передавать слова и предложения.
Кроме того, согласно этой статье, Уримом называлось осветительное приспособление, которое было вставлено в нагрудник под двенадцатью камнями. В еврейском языке слово «Урим» означает «светы» или «осветители». Далее в этой статье говорится, что Урим состоял из двенадцати осветительных приспособлений, каждое из которых освещало один из камней на нагруднике. Когда к нагруднику были добавлены Урим и Туммим, вследствие этого нагрудник стал нагрудником суда.
Когда Бог привёл Свой народ в пустыню, Он говорил с ними через Моисея. Бог говорил с Моисеем лицом к лицу. Но Иисус, преемник Моисея, должен был получать водительство не от Бога посредством Его прямого говорения, как в случае говорения Бога с Моисеем, а посредством Урима и Туммима на нагруднике, который носил Элеазар, священник. Всякий раз, когда Иисус нуждался в водительстве в отношении движения народа, он должен был идти к первосвященнику, который затем получал водительство от Бога посредством Урима и Туммима.
Хотя Иисус был сделан вождём, у него не было права непосредственно получать божественные указания. Божьи указания получал первосвященник, который передавал их Иисусу, а он отвечал за их исполнение. Хотя первосвященник имел право получать божественные указания, у него не было права или власти исполнять эти указания. Власть исполнять божественные указания была дана вождю, Иисусу. Таким образом, народ выходил и входил согласно указаниям, которые давались священнику и исполнялись Иисусом.
Правление Бога среди Его народа было связано не с автократией и не с демократией, а с теократией. Это божественное правление, эта теократия, осуществлялась благодаря координации первосвященника, получавшего Божьи указания, и вождя, исполнявшего эти указания.
Когда Моисей вёл народ по пустыне, божественное правление опиралось не на координацию двух человек — первосвященника и вождя, а на одного человека — Моисея. Моисей был вождём, и он же функционировал в качестве священника. (Помощь Аарона была незначительной.) Однако после Моисея божественное правление опиралось на двух человек — первосвященника и вождя. Так было на протяжении поколений в Ветхом Завете. Единственным исключением было то время, когда Давид служил и как вождь, и как священник, носивший эфод (жилет, надеваемый поверх ризы священника). Когда дети Израиля вернулись из плена, Иисус был первосвященником, а Зоровавель, потомок царского рода, был вождём. Эти два человека совместно работали для осуществления теократии, божественного правления.
3. Моисей делает, как повелевает ему Иегова
Моисей сделал, как повелел ему Иегова. Он «взял Иисуса, и поставил его перед Элеазаром, священником, и перед всем обществом. И возложил он на него свои руки и дал ему повеление, как говорил Иегова через Моисея» (Числ. 27:22-23).