(8)
Тексты Писания: Числ. 16:1-18
В этом сообщении мы переходим к ещё одному бунту — бунту, описанному в 16-й главе Чисел. Этот бунт произошёл сразу же после того, как в 15-й главе была сделана вставка с наставлениями и предостережениями.
V. Бунт — более серьёзная ошибка
Первый бунт заключался в том, что находившиеся на краю стана роптали злыми словами. Вторым бунтом было вожделение смешанного множества людей. Третий был связан с двумя старшими родственниками Моисея, которые были очень близки к нему. Теперь, после четвёртого бунта, бунта неверия при разведывании земли, взбунтовались некоторые из вождей. На этот раз бунт был гораздо шире по своему масштабу — в нём участвовало более двухсот пятидесяти человек.
Сначала нам нужно рассмотреть, кем были бунтари.
Корей, потомок Левия, был из того же колена, что Моисей и Аарон. Он служил Богу вместе с ними. Следовательно, он не был ни в числе находившихся на краю стана, ни в числе смешанного множества людей. Напротив, поскольку он был левитом, служащим и, более того, вождём среди левитов, он находился в центре стана.
Дафан, Авирам и Он были потомками Рувима (первородного сына Иакова). Судя по всему, они занимали ведущее положение среди сыновей Израиля согласно своему природному рождению (16:1).
3. Двести пятьдесят вождей общества
С Кореем, Дафаном, Авирамом и Оном было двести пятьдесят вождей общества. Они были призываемы на собрание и были именитыми людьми (ст. 2).
В Числ. 16:1-2 показано, что бунтарский дух распространялся среди народа, глубоко пропитывая его собой. Этот бунт представлял собой большую трудность для Моисея и Аарона, так как он был направлен против центра правления.
1. Борьба за положение и власть
Причиной бунта была борьба за положение и власть. В стихах 9 и 10 Моисей сказал: «Разве мало вам того, что Бог Израиля отделил вас от общества Израиля, чтобы приблизить вас к Себе, чтобы вы выполняли служение при скинии Иеговы и стояли перед обществом, чтобы служить им? Или того, что Он приблизил тебя и всех твоих братьев, сыновей Левия, с тобой? А вы ещё и священства требуете?» У священников было священство, священническое служение, а у левитов было левитское служение рядом с ними, и они служили священникам. Но, как показывают слова Моисея, эти бунтари боролись за власть и за более высокое положение.
В стихе 3 бунтари выдвинули обвинение против Моисея и Аарона, сказав: «Слишком много вы на себя берёте, ибо всё общество, все они святы и среди них Иегова. Почему же вы возвышаете себя над собранием Иеговы?» Это показывает, что корнем, или движущей силой, этого бунта была борьба за власть. На протяжении веков борьба за положение и власть была причиной многих проблем среди христиан. В обществе эта борьба за власть присутствует повсюду: в учебных заведениях, в правительстве и в корпорациях. На своей работе люди играют в политику, чтобы приобрести больше власти и более высокое положение. То же самое происходило среди Божьего народа в древние времена и повторялось снова и снова на протяжении веков среди христиан.
В 16:4-11, 15-18 мы видим реакцию Моисея.
«Моисей, услышав это, пал ниц» (ст. 4). Это показывает, что в своей реакции на этот бунт Моисей был смирен.
2. Удерживает положение представителя Божьей власти
Хотя Моисей был смирен, пав ниц, он не оставил данного ему Богом положения — положения представителя Божьей власти (ст. 5-11, 16-18). Он упрекнул Корея и всё его сообщество и велел им предстать перед Иеговой со своими кадильницами, сказав, что Иегова возвестит, кто Его и кто свят, и приблизит его к Себе. Это показывает, что в любой борьбе за власть только Сам Бог может судить и обличить истинное положение дел. Моисей не отвечал ударом на удар; напротив, он привёл бунтарей и тех, против кого они взбунтовались, к Богу. Будучи представителем Божьей власти, Его уполномоченным, Моисей передал это дело Богу как высшей власти, чтобы Он говорил, обличал и судил.
Моисей сильно разгневался и сказал в молитве: «Не взирай на их приношение. Я не взял у них ни одного осла и не сделал зла ни одному из них» (ст. 15). Молитва Моисея относительно того, что Бог не должен принимать их приношение, была серьёзной. Служителю Божьему нелегко молиться таким образом. Создаётся впечатление, что здесь Моисей был вынужден оправдывать себя, но Бог не осуждал его за это.
4. Посылает позвать Дафана и Авирама
Моисей послал позвать Дафана и Авирама (ст. 12А), но они, говоря очень красноречиво, ответили, что не пойдут (ст. 12Б-14).
Мне не нравится говорить о бунте Божьих людей, но здесь, в 16-й главе Чисел, Библия предоставляет нам обширный отрывок для рассмотрения этого вопроса. Честолюбивое стремление к положению и власти всегда является проблемой для Божьих людей. Честолюбие — это «грызун», который подрывает Божий план и наносит ущерб Божьим людям.
Я восхищаюсь той смелостью, с которой Моисей встретил эту проблему. Он подвергся нападению в самой сильной степени. Эти бунтари не только нападали на него, но и бунтовали против него как представителя власти, поставленного Богом. Ему было трудно что-либо сказать.
Когда я был с Вочманом Ни в материковом Китае, я несколько раз видел, как на него нападали. Он никогда ничего не делал и ничего не говорил, чтобы оправдать себя, и он никогда не жаловался на других. Как он говорил мне, из-за того что он был мишенью, ему было трудно что-либо говорить о себе и при этом не оправдываться и трудно было говорить что-либо о других и при этом не осуждать. Поэтому лучше всего, сказал он, ничего не говорить.
Хотя нападению подвергался Вочман Ни, вред был нанесён церкви и урон потерпел Божий план. Кроме того, были повреждены многие молодые люди, у которых было мало проницательности в этих вещах. С другой стороны, в результате всех этих смут церковь получила некоторую положительную помощь.
Честолюбивое стремление к власти и борьба за власть находятся у нас в крови. Это честолюбивое стремление и эту борьбу можно встретить не только среди мужчин, но и среди женщин. Бунт Мариам и Аарона против Моисея подтверждает это. Я полагаю, что этот бунт спровоцировала Мариам. Я видел, как в некоторых случаях та или иная сестра провоцировала бунт своими закулисными действиями. Для осуществления своих намерений она использовала какого-нибудь брата. Всем нам нужно быть внимательными, остерегаясь этого «грызуна» честолюбия, находящегося в нас.
Борьба за власть была источником неприятностей для первого поколения последователей Христа. В очень важный момент, когда Господь Иисус шёл в Иерусалим на распятие, Он рассказал Своим последователям о том, что с Ним произойдёт (Мф. 20:17-19). Они слышали Его, но при этом не вслушивались в то, что Он говорил, и не придавали этому значения. В то время как Он говорил им о Своей смерти, они боролись за власть. Мать Иакова и Иоанна (тётка Иисуса) даже привела к Господу своих двух сыновей и упрашивала Его посадить одного из них справа от Себя, а другого слева от Себя в Своём царстве (ст. 20-28). Остальные ученики вознегодовали на этих двух братьев. Отсюда видно, что среди учеников происходила борьба за власть.
Прочитав Деяния и Послания, вы увидите, что эта борьба за власть существовала с самого начала церковной жизни. Анания и Сапфира (Деян. 5:1-4) были парой, которая солгала Богу. Фактически их ложь была борьбой за власть. Они хотели быть более важными людьми, возвысить себя в глазах других. В конце Посланий Иоанн упомянул человека, который боролся за власть, — Диотрефа (3 Ин. 9-11).
История христианства — это история борьбы за власть. Эта борьба есть в каждом из нас. Вы можете не осознавать этого, но она скрыта внутри вас. В конечном итоге церковная жизнь станет проверкой нашего истинного состояния. Если мы будем находиться в церковной жизни, рано или поздно мы подвергнемся проверке и будем обличены.
Задумайтесь о бунтарях среди детей Израиля в Числах. Некоторые бунтари находились на краю стана, некоторые были в числе смешанного множества людей, а некоторые были очень близки к Моисею, то есть к вождю. Теперь, в 16-й главе, взбунтовались двести пятьдесят вождей. Принимая во внимание всё это, мы имеем все основания полагать, что борьба за власть была в каждом из сыновей Израиля.
Мы сталкиваемся с этой проблемой уже более шестидесяти лет. Старейшины знают, что, если они будут служить в той или иной поместной церкви несколько лет, они обязательно нанесут обиду другим людям. Некоторые люди добиваются положения и власти, и, если из-за старейшин им не удаётся получить желаемое, они обижаются. Например, в 1935 году один соработник в Шанхае поднялся, чтобы извлечь выгоду из неспокойной ситуации и добиться «повышения». Брат Ни в это время был в отъезде, а управление церковью и руководство в работе он поручил мне. Брат, пытавшийся извлечь выгоду из этой смуты, пришёл ко мне, но я не дал ему положительного ответа. Впоследствии этот соработник стал врагом брата Ни.
Те, кто в той или иной степени занимает руководящее положение в церковной жизни или в Господней работе, неизбежно наносят обиду некоторым людям, жаждущим власти. Из-за того что их желание получить власть и вожделение занять определённое положение оказываются неудовлетворёнными, эти жаждущие обижаются и начинают испытывать недовольство по отношению к тем, кто руководит. В таком случае Числа предоставляют нам «дорожную карту», помогающую понять, что следует делать.
В 16-й главе Моисей проявил смелость и верность, столкнувшись с широкомасштабным бунтом, в котором участвовали двести пятьдесят вождей. Хотя он пал ниц, он тем не менее предпринял некоторые действия. Он открыто принёс это дело Богу, позволив Богу вмешаться, чтобы говорить, судить и оправдывать.
Несмотря на действия Моисея эти бунтари, особенно вожди, были напористы и упрямы. Они приняли решение не поддаваться. Когда Моисей попросил Дафана и Авирама прийти к Шатру Собрания, то есть к Господу, они стали обвинять Моисея, говоря, что он вывел их из земли молока и мёда (Египет), что он господствует над ними и что он не привёл их в землю, текущую молоком и мёдом. И наконец они сказали: «Неужели ты выколешь глаза этим людям? Не пойдём!» (ст. 14). Они были красноречивы и очень упрямы.
Что нам делать в подобной ситуации? В такой ситуации, связанной с бунтом, лучше не делать ничего. Господь по-прежнему живой. Он по-прежнему на престоле и по-прежнему всевластен. Он всевластный Господь и высшая власть. Сегодня Он Глава Тела. Поэтому мы должны всегда передавать подобные вещи Ему и позволять Ему быть тем, кто Он есть. Это всё, что мы можем сделать, и это то, что мы должны делать.
Что касается нас самих, нам нужно осознать, что, если бы не милость и благодать Господа, мы, наверное, были бы такими же, как Корей, Дафан и Авирам. Но по Его милости мы здесь. И теперь мы должны научиться быть настороже и молиться в отношении любой ситуации, связанной с бунтом.